|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Галилей Галилео | Галилей (далее Г) (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза, - 8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции), итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик.
Г. принадлежал к знатной, но обедневшей флорентийской семье. Отец его, Винченцо, известный музыкант, оказал большое влияние на развитие и формирование способностей Г. До 11 лет Г. жил в Пизе, посещал там школу, затем семья переселилась во Флоренцию. Дальнейшее воспитание Г. получил в монастыре Валломброса, где был принят послушником в монашеский орден. Здесь познакомился с работами латинских и греческих писателей. Под предлогом тяжелой глазной болезни отец взял сына из монастыря. По настоянию отца в 1581 Г. поступил в Пизанский университет, в котором изучал медицину. Здесь он впервые познакомился с физикой Аристотеля, с самого начала показавшейся ему неубедительной. Г. обратился к чтению древних математиков - Евклида и Архимеда. Архимед стал его настоящим учителем. Увлеченный геометрией и механикой, Г. бросил медицину и вернулся во Флоренцию, где провел 4 года, изучая математику. Результатом этого периода жизни Г. были небольшое сочинение "Маленькие весы" (1586, изд. 1655), в котором описаны построенные Г. гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов, и геометрическое исследование о центрах тяжести телесных фигур. Эти работы принесли Г. первую известность среди итальянских математиков. В 1589 он получил кафедру математики в Пизе, продолжая научную работу. В рукописях сохранился его "Диалог о движении", написанный в Пизе и направленный против Аристотеля. Часть выводов и аргументация в этой работе ошибочны, и Г. впоследствии от них отказался. Но уже здесь, не называя имени Коперника, Г. приводит доводы, опровергающие возражения Аристотеля против суточного вращения Земли.
В 1592 Г. занял кафедру математики в Падуе. Падуанский период жизни Г. (1592-1610) - время наивысшего расцвета его деятельности. В эти годы возникли его статические исследования о машинах, где он исходит из общего принципа равновесия, совпадающего с принципом возможных перемещений (см. Возможных перемещений принцип), созрели его главные динамические работы о законах свободного падения тел, о падении по наклонной плоскости, о движении тела, брошенного под углом к горизонту, об изохронизме колебаний маятника. К этому же периоду относятся исследования о прочности материалов, о механике тел животных; наконец, в Падуе Г. стал вполне убежденным последователем Коперника. Однако научная работа Г. осталась скрытой от всех, за исключением друзей. Лекции Г. читались по традиционной программе, в них излагалось учение Птолемея. В Падуе Г. опубликовал только описание пропорционального циркуля, позволяющего быстро производить различные расчеты и построения.
В 1609, на основании дошедших до него сведений об изобретенной в Голландии зрительной трубе, Г. строит свой первый телескоп, дающий приблизительно 3-кратное увеличение. Работа телескопа демонстрировалась с башни св. Марка в Венеции и произвела громадное впечатление. Вскоре Г. построил телескоп с увеличением в 32 раза. Наблюдения, произведенные с его помощью, разрушили "идеальные сферы" Аристотеля и догмат о совершенстве небесных тел: поверхность Луны оказалась покрытой горами и изрытой кратерами, звезды потеряли свои кажущиеся размеры и впервые была постигнута их колоссальная удаленность. У Юпитера обнаружилось 4 спутника, на небе стало видно громадное количество новых звезд. Млечный Путь распался на отдельные звезды. Свои наблюдения Г. описал в сочинении "Звездный вестник" (1610-11), которое произвело ошеломляющее впечатление. Вместе с тем началась ожесточенная полемика. Г. обвиняли в том, что все виденное им - оптический обман, аргументировали и просто тем, что его наблюдения противоречат Аристотелю, а следовательно, ошибочны.
Астрономические открытия послужили поворотным пунктом в жизни Г.: он освободился от преподавательской деятельности и по приглашению герцога Козимо Медичи переселился во Флоренцию. Здесь он становится придворным "философом" и "первым математиком" университета, без обязательства читать лекции.
Продолжая телескопические наблюдения, Г. открыл фазы Венеры, солнечные пятна и вращение Солнца, изучал движение спутников Юпитера, наблюдал Сатурн. В 1611 Г. ездил в Рим, где ему был оказан восторженный прием при папском дворе и где у него завязалась дружба с князем Чези, основателем Академии деи Линчеи ("Академии Рысьеглазых"), членом которой он стал. По настоянию герцога Г. опубликовал свое первое антиаристотелевское сочинение - "Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся" (1612), где применил принцип равных моментов к выводу условий равновесия в жидких телах.
Однако в 1613 стало известно письмо Г. к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника. Письмо послужило поводом для прямого доноса на Г. в инквизицию. В 1616 конгрегация иезуитов объявила учение Коперника еретическим, книга Коперника была включена в список запрещенных. Имя Г. в постановлении не было названо, но частным образом ему было приказано отказаться от защиты этого учения. Г. формально подчинился декрету. В течение нескольких лет он принужден был молчать о системе Коперника или говорить о ней намеками. Единственным большим сочинением Г. за этот период был "Пробирщик" (1623)-полемический трактат по поводу трех комет, появившихся в 1618. В отношении литературной формы, остроумия и изысканности стиля это одно из наиболее замечательных произведений Г.
В 1623 на папский престол под именем Урбана вступил друг Г. кардинал Маффео Барберини. Для Г. это событие казалось равносильным освобождению от уз интердикта (декрета). В 1630 он приехал в Рим уже с готовой рукописью "Диалога о приливах и отливах" (первое название "Диалога о двух главнейших системах мира"), в котором системы Коперника и Птолемея представлены в разговорах трех собеседников: Сагредо, Сальвиати и Симпличо.
Папа Урбан согласился на издание книги, в которой учение Коперника излагалось бы как одна из возможных гипотез. После длительных цензурных мытарств Г. получил долгожданное разрешение на напечатание с некоторыми изменениями "Диалога"; книга появилась во Флоренции на итальянском языке в январе 1632. Через несколько месяцев после выхода книги Г. получил приказ из Рима прекратить дальнейшую продажу издания. По требованию инквизиции Г. был вынужден в феврале 1633 приехать в Рим. Против Г. был возбужден процесс. На четырех допросах - от 12 апреля до 21 июня 1633 - Г. отрекся от учения Коперника и 22 июня принес на коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva. "Диалог" был запрещен, а Г. 9 лет официально считался "узником инквизиции". Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри, под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. Несмотря на папский интердикт, в протестантских странах появился латинский перевод "Диалога", в Голландии было напечатано рассуждение Г. об отношениях Библии и естествознания. Наконец, в 1638 в Голландии издали одно из самых важных сочинений Г., подводящее итог его физическим изысканиям и содержащее обоснование динамики, - "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки...".
В 1637 Г. ослеп. Он умер 8 января 1642. В 1737 была исполнена последняя воля Галилея - его прах был перенесен во Флоренцию в церковь Санта-Кроче, где он был погребен рядом с Микеланджело.
Влияние Г. на развитие механики, оптики и астрономии в 17 в. неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная смелость имели решающее значение для победы системы мира. Особенно значительна работа Г. по созданию основных принципов механики. Если основные законы движения и не высказаны Г. с той четкостью, с какой это сделал И. Ньютон, то по существу закон инерции и закон сложения движений были им вполне осознаны и применены к решению практических задач. История статики начинается с Архимеда; историю динамики открывает Г. Он первый выдвинул идею об относительности движения (Галилея принцип относительности), решил ряд основных механических проблем. Сюда относятся прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. Г. нанес удар аристотелевским догматическим представлениям об абсолютно легких телах (огонь, воздух); в ряде остроумных опытов он показал, что воздух - тяжелое тело и даже определил его удельный вес по отношению к воде.
Основа мировоззрения Г. - признание объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается - происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых ее движение - единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Г. видел в отыскании причин явлений. Согласно Г., познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Г. считал наблюдение, основой науки - опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем отвлеченных умствований, Г. утверждал, что задача ученого - "... это изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии" ("Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевой и коперниковой", М. - Л., 1948, с. 21). Тех, кто слепо придерживается мнения авторитетов, не желая самостоятельно изучать явления природы, Г. называл "раболепными умами", считал их недостойными звания философа и клеймил как "докторов зубрежки". Однако, ограниченный условиями своего времени, Г. не был последователен; он разделял теорию двойственной истины и допускал божественный первотолчок.
Одаренность Г. не ограничивалась областью науки: он был музыкантом, художником, любителем искусств и блестящим литератором. Его научные трактаты, большая часть которых написана на народном итальянском языке, хотя Г. в совершенстве владел латынью, могут быть отнесены также к художественным произведениям по простоте и ясности изложения и блеску литературного стиля. Г. переводил с греческого языка на латынь, изучал античных классиков и поэтов Возрождения (работы "Заметки к Ариосто", "Критика Тассо"), выступал во Флорентийской академии по вопросам изучения Данте, написал бурлескную поэму "Сатира на носящих тогу". Г. - соавтор канцоны А. Сальвадори "О звездах Медичей" - спутниках Юпитера, открытых Г. в 1610.
Соч.: Le opere, ed. nationale, v. 1-20, Firenze, 1890-1909: Pensieri, mott e sentenze, tratti dalla editione nationale delle opere da A. Favaro, Firenze, 1910; Le opere, Firenze, 1933 (Scritti Letterari, v. 9); в рус. пер. - Диалог о двух главнейших системах мира птоломеевой и коперниковой, М, - Л., 1948; Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению, М. - Л., 1934; Рассуждение о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в neй движутся, в сборнике: Начала гидростатики, М. - Л., 1933; Послание к Франческо Инголи, в сборнике: Галилео Г (1564-1642), М. - Л., 1943, Избр. труды, т. 1-2, М., 1964.
Лит.: Галилео Г (1564-1642). Сб., посвященный 300-летней годовщине со дня смерти, М. - Л., 1943 (статьи С. И. Вавилова, А. Н. Крылова и др.); Выгодский М. Я., Г и инквизиция, М. - Л., 1934; Ольшк и Д., История научной литературы на новых языках, пер. с нем., т. 3, М. - Л., 1933; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Кузнецов Б. Г., Г, (М.), 1964: Галилео Г (1564-1642). Указатель литературы, М., 1940; Cervini М., Galileo Galilei. Antologia, Torino, 1952; Nel quarto centenario della nascita di Galileo Galilei, Mil.,.(1966); Boffito G., Biblio-grafia Galileiana, (Roma), 1943.
С. И. Вавилов (статья из 2 изд. БСЭ с некоторыми сокращениями).
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 07.12.2024 03:03:25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|