Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вышивка

Вышивка (далее В)широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (разновидность Вышивка, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для "глухой" Вышивка, т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для "строчки", т. е. Вышивка по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных ее участках нитями, — мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать Вышивка от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счетной Вышивка (отсчетом нитей полотна), а криволинейный рисунок — "свободной" Вышивка (по нанесенному заранее контуру). Главные выразительные средства Вышивка как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шелка, ровное мерцание льна, сияние блесток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора Вышивка дополнительно воздействовать ритмически четкой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным Вышивка по фактуре и цвету.

  Возникновение Вышивка относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем — к бронзовой и позднее — к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Ее эволюция прослеживается по изображениям Вышивка в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам Вышивка разных времен и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной Вышивка (с характерными для них местными композиционными и техническими приемами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т.д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной Вышивка для верхушечных слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная Вышивка Яркими ее образцами являются и самые ранние из сохранившихся Вышивка — седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского "звериного стиля" фигурами животных (Вышивка из Пазырыкских курганов, 5—3 вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула, 1 в. до н. э. — 1 в. н. э., все — в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 в. "сюхуа" ("живопись иглой"), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шелке. Древнерусская сюжетная Вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шелк фона, нити, жемчуг). Для шитья 14—17 вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчеркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе — так называемом ковре из Байе (около 1080, Музей королевы Матильды, Байе), на котором с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готическая Вышивка с применением нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие Вышивка с витражом, и распространенный в миниатюре прием объединения сцен в повествовательные циклы. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна Вышивка "белым по белому", появившаяся в 13—14 вв. в и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15—16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид Вышивка крючком). В эпоху Возрождения Вышивка отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для Вышивка выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключенными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная Вышивка все чаще имитирует шпалеры или гротесковые (см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли Вышивка, как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), Вышивка постепенно деградирует, становясь к середине 19 в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.

  Достижения сюжетной Вышивка быстро усваивались и перерабатывались в узорной Вышивка (шитье парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17—18 вв.). В преображенном виде новые приемы выступали как органический элемент народной Вышивка, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно ее традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью "белым по белому", а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английским церковным шитьем 16 в. и сочетавшей шерсть, шелк, и нити. Приемы древнерусского шитья 15—17 вв. и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в Вышивка на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной Вышивка не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства, Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной Вышивка, обычно ограничивавшейся вначале 1—2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная Вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной Вышивка 18 и 19 вв. (преимущественно счетной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного — в смоленской Вышивка, в сочетании с белым и синим — в тульской, с зеленым — в калужской, с черным — в тамбовской, с многоцветным дополнением — в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб — символ Солнца в Вышивка центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине — в Вышивка северных районов), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах — в ряды 3-полосных фризов. В вологодских Вышивка часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счетная Вышивка постепенно сменяется "свободным" тамбурным швом. В Вышивка южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины 19 в господствует яркая полихромия; плотное, "ковровое" шитье поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов черного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстерское шитье белой гладью, торжковское шитье и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приемы и пластический строй Вышивка для верхних слоев общества, при работе на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной Вышивка Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент — плоскостно-силуэтную трактовку.

  С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 в. народная Вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной Вышивка, она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная Вышивка обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие ее центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединенными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной Вышивка благотворно сказалось и на художественном качестве машинной Вышивка, например саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки поселка Крестцы (Новгородская область), Вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой Вышивка Мстеры. В свою очередь в народной Вышивка все чаще встречается сочетание ручных и машинных приемов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной Вышивка характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).

  Вышивка является также одним из самых распространенных и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.

  Лит.: Фалеева Вышивка А., Русская народная вышивка (в. 1). Древнейший тип, Л., 1949; Работнова И. П., Яковлева Вышивка Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII—XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461—480 (библ. на c. 493); Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1890; Schuette М., Müller-Christensen ., A pictorial history of embroidery, . ., 1964.

  И. М. Глозман.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 17:28:39