Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Воля (философ.)

Воля (далее В)способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В(философ.) - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В(философ.) характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен". Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

  По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребенка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для ее преодоления и осуществления намеченной цели (проявление "силы" В(философ.)).

  Различные истолкования В(философ.) в истории философии и психологии связаны прежде всего с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает В(философ.) как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением - в супранатуралистическом детерминизме), второй - как автономную и самополагающую силу (см. Свобода воли). В учениях волюнтаризма В(философ.) предстает как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности. Различие философских подходов к проблеме В(философ.) нашло свое отражение в психологических теориях В(философ.), которые могут быть разделены на две группы: "автогенетические" теории В(философ.), рассматривающие ее как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В(философ.) Вундт, Н. Ах, И. Линдворский - и др.), и "гетерогенетические" теории, определяющие В(философ.) как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений - функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории В(философ.) - многие представители школы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс - Австрия, Э. Мейман - и др.), чувств (Г. Эббингауз - Э. Блейлер - Швейцария), комплекс ощущений (ассоцианизм) и т.п.

  Советская психология, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривает В(философ.) в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основным направлением изучения В(философ.) в советской психологии является изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из В(философ.)) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано советским ученым Л. С. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребенка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В(философ.) сыграли работы советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

  Проблема воспитания В(философ.) имеет большое значение для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. В(философ.) тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект - основой мыслительных процессов, а темперамент - эмоциональных процессов.

  Н. Г. Алексеев, Ш. Н. Чхартишвили.

  В(философ.) и эмоции. Подобно другим видам психической деятельности, В(философ.) - процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения. Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных - врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. "Не будь его (рефлекса свободы. - Ред.), - писал И. П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни" (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 343). По данным советского ученого В(философ.) П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, В(философ.) как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления ("гипноз животных"), а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Для целенаправленного поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, "внутренняя помеха". Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее - обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, В(философ.) представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), В(философ.) препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной В(философ.) с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

  П. В(философ.) Симонов.

 

  Лит.: Басов М. Я., Вкак предмет функциональной психологии, П., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 14; Веккер Л. М., К постановке проблемы воли, "Вопросы психологии", 1957, №2; Корнилов К. Н., Ви ее воспитание, М., 1957; Запорожец А. В(философ.), Развитие произвольных движений, М., 1960; Селиванов В(философ.) И., Проблема воли в советской психологии, "Вопросы психологии", 1964, №1; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, "Вопросы психологии", 1967, № 4; Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheinung und seine Beherrschung, 3 Aufl., Lpz., 1923; Blondel Ch., Les volutions, в кн.: Traité de psychologie, par G. Dumas, v. 2, ., 1924; Lewin ., Vorsatz, Wille und Bedürfnis, ., 1926.

  См. также лит. при ст. Свобода воли.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 17:06:46