Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Возвышенное

Возвышенное (далее В) эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.

  Понятие о В возникло на закате античности. В характеризовало особый стиль ораторской речи (трактат Псевдо-Лонгина "О высоком", 1 в. н. э., рус. пер., 1826). Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о "высоком" и "низком" стилях литературы (Н. Буало, Ш. Ватте и др.). Как самостоятельное эстетическое понятие В было впервые разработано в трактате Э. Берка  "Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном" (1757). Берк связывает В с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник В во всем том, что "... так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. все, что так или иначе ужасно..." (цитата по книге: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103).

  И. Кант в "Критике способности суждения" (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасным и В (см. Соч., т. 5, М., 1966, с. 249—88). Если прекрасное характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность В заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. В обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственный характера В, связи его с идеей свободы Кант ставит В выше прекрасного. И. Ф. Шиллер, развивая эти идеи Канта ("О возвышенном", 1792), говорит уже о В не только в природе, но и в истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и В, вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного.

  В последующем развитии немецкой эстетики центр тяжести в понимании В был перенесен с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял В как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету ("Vorschule der Ästhetik", Hamb., 1804). Ф. В Шеллинг — как воплощение бесконечного в конечном. В для К. Зольгера есть идея, которая не выявилась полностью и только еще "должна раскрыться" (см. "Vorlesungen über Aesthetik", Lpz., 1829, . 242—43), для Гегеля — несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.

  Марксистская эстетика не противопоставляет В прекрасному и рассматривает В в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности масс. В неотделимо от идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое, которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патетического.

  Лит.: Чернышевский Н. Г., В и комическое, в кн.: Избр. философские сочинения, т. 1, М., 1950, с. 252—299; Борев Ю. Б., Категории эстетики, М., 1959, гл. 2; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. 1, Л., 1963, с. 69—88; Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889; Hipple . J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957; Monk . ., The sublime..., (2 ed.), Ann Arbor, 1960.

  В В Зубов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.11.2022 08:23:57