Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Верхнее строение пути

Верхнее строение пути (далее В) часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В воспринимает нагрузку подвижного состава и передает ее на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение - мост, тоннель). К В. c. п. (рис. 1) относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой (см. Балласт). Взамен шпал начинают на отдельных участках применяться сплошные блочные основания в виде плит или рам. Противоугоны в виде металлических скоб удерживают рельсы от смещения вдоль пути при движении поездов.

  В метрополитена, трамвайного пути, мостов отличается некоторыми особенностями. В в тоннелях метрополитена (рис. 2) обычно не имеет балластного слоя. Шпалы укладываются на бетонное основание тоннеля. В трамвая (рис. 3) подчинено требованиям удобного пересечения трамвайных путей автомобильным транспортом, а также надежного сопряжения с дорожной одеждой. В связи с этим на трамвайных путях улиц с интенсивным автомобильным движением обычно применяют желобчатые рельсы на сплошном основании с уложенными в него шпалами либо на основании из бетонных плит с прослойкой балласта между ними и шпалами. В на мостах во многих случаях укладывается без балластного слоя. Вместо шпал в этих случаях употребляются мостовые брусья.

  Тип В (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. В СССР для магистральных ж.-д. линии приняты три типа:

  - особо тяжелый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м); - тяжелый (грузонапряженность 25-50 млн. ткм, с рельсами 65 кг); - нормальный (грузонапряженность до 25 млн. ткм, с рельсами 50 кг).

  Ведутся работы (1970) по применению сплошного подрельсового основания.

  Лит.: Шахунянц Г. М., путь, М., 1961; Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963.

  К. М. Добросельский, В. И. Тихомиров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.11.2022 08:18:27