Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Веризм

Веризм (далее В) (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и психологические конфликты новой национально-исторической действительности объединенной Италии, вступившей на путь капиталистического развития.

  В литературе на В оказали противоречивое влияние теория натурализма Э. Золя, критический реализм французской и русской литературы, а также идеи итальянского социалистического движения. Национальное своеобразие В в глубоком сочувствии угнетенному трудовому народу, жизнь которого (главным образом крестьянства и бедняков провинции) явилась основным содержанием романов и новелл теоретиков В - Дж. Верги, Л. Капуаны, а также Д. Чамполи, Р. Фучини, М. Серао и др. Веристы ввели в литературу народный язык, широко используя диалекты; создали бытовой театр (комедии Дж. Роветты, Дж. Джакозы); внесли новое содержание в поэзию (О. Гуэррини, псевдоним - Л. Стеккетти; А. Бойто). Однако веристы не видели общественной возможности устранения социальной несправедливости; отсюда в их творчестве мотивы обреченности, переоценка роли физиологии. Лучшие традиции В развивает современная прогрессивная литература Италии.

  В музыке В получил известность в оперных произведениях. Однако характерные для литературы В социальные мотивы разрабатывались в них редко. Героями своих произведений композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и главное внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных, главным образом, на любовных коллизиях. Первые образцы веристской оперы - "Сельская честь" П. Масканьи (постановка 1890) и "Паяцы" Р. Леонкавалло (постановка 1892). Наиболее значительны достижения оперного В в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", постановка 1893, "Богема", постановка 1896, "Тоска", постановка 1900, "Чио-Чио-сан", постановка 1904, "Девушка с Запада", постановка 1910, и др.). Успеху произведений В способствовали театральная эффектность, мелодически-выразительная музыка, подчеркнутая эмоциональность. Однако натуралистические тенденции, мелодраматизм, поверхностная иллюстративность, преувеличенность экспрессии, пристрастие к однообразному мелодизированному речитативу снижали целостность образов. Родственные В течения существовали во (оперы А. Брюно, "Луиза" Г. Шарпантье), (опера "Долина" Э. д"Альбера) и др. странах.

  В изобразительном искусстве В характеризуется интересом к жизни крестьян и рабочих, значительным социально-критическими тенденциями, а вместе с тем пессимистическим, порой пассивно-натуралистическим восприятием действительности (живописцы Ф. П. Микетти, Дж. Пеллицца да Вольпело; скульпторы В Вела, В Джемито).

  Изд. в рус. пер.: Итальянские новеллы 1860-1914, (предисл. Б. Г. Реизова), М.-Л., 1960.

  Лит.: Gramsci A., Letteratura е vita nazionale, Torino, 1950; Marzot G., verismo, в кн.: Questioni e correnti di storia letteraria, Mil., 1949; Salinari ., Storia popolare della letteratura italiana, v. 3, Roma, 1962; Rinaldi M., Musica e verismo, Roma, 1932; De Logu G., Pittura italiana dell"ottocento, Bergamo, (1955).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 21:51:42