Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бруно Джордано Филиппе

Бруно (далее Б) (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Англии, По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжен на костре (материалы процесса Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма", т. 1, 1950; т. 6, 1958).

  В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею "отрицательной теологии", исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся "богом в вещах". Развивая теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной ("О бесконечности, вселенной и мирах", 1584, см. "Диалоги", 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей ("О причине, начале и едином", 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть "монада монад", или бог; как целое она проявляется во всем единичном — "все во всем". Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства сущего и "совпадения противоположностей" — в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.

  В. В. Соколов.

  В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси ("О неизмеримом и неисчислимом", 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.

  Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма "Ноев ковчег", философские сонеты, комедия "Подсвечник" (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает с канонами "ученой комедии" и создает свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

  Р. И. Хлодовский

.

  Соч.: Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italiane, 2 ed., t. 1—3, Bari, 1925—27; в рус. пер. — Изгнание торжествующего зверя, (СПб), 1914; О героическом энтузиазме, М., 1953.

  Лит.: Антоновский Ю. М., Джордано Б, его жизнь и философская деятельность, СПб, 1892; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Веселовский А. Н., Джордано Б. Биографический очерк, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Джордано Б, Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, "Докл. и сообщения филологического института (ЛГУ)", 1949, в. 1; Баев К. Л., Создатели новой астрономии. Коперник. Б. Кеплер. Галилей, (2 изд.), М., 1955; Рожицын В. С., Джордано Б и инквизиция, М-, 1955; Штекли А., Джордано Б, М., 1964; Горфункель А., Джордано Б, М., 1965: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Боянов С., Философията на Джордано Б, София, 1969; Silvestrini ., Bibliografia delle opere di G. Bruno..., Pisa, 1926.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 08.12.2024 05:39:12