Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Метерлинк Морис

Метерлинк (далее М) (Maeterlinck) Морис (29. 8.1862, Гент, — 5.5.1949, Ницца, бельгийский писатель. Писал на французском языке. Родился в семье нотариуса. Изучал право в Париже. С 1896 жил во Идеалистические символистские взгляды раннего М. (изложены в книге "Сокровище смиренных", 1896) — реакция протеста против буржуазного позитивизма и бескрылости натуралистического искусства. В 1889 вышел сборник стихов М. "Теплицы", в 1896 — сборник "12 песен" (в 1900 — "15 песен"). Человек в ранних пьесах М. — жертва рока (сказка "Принцесса Мален", 1889; одноактные пьесы "Непрошеная", "Слепые", обе 1890; драма "Пелеас и Мелисанда", 1892); это драматургия молчания, намеков и недомолвок. В пьесе "Смерть Тентажиля" (1894) намечена тема бунта против рока. В пьесах-сказках "Аглавена и Селизетта" и "Ариана и Синяя Борода" (обе 1896) показаны уже не только жертвы, но и борцы. Книга "Мудрость и судьба" (1898) открывает цикл эссе по вопросам познания и этики. В работе "Сокровенный храм" (1902) М. призывает к творческой и социальной активности; в этот период М. близок к социалистическим кругам. Драма "Сестра Беатриса" (1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную жизнь. Историческая драма "Монна Ванна" (1902) утверждает героический подвиг во имя Родины. В статьях этих лет М. выступает против фатализма в жизни и искусстве. Пьеса "Чудо святого Антония" (1903) — острая антибуржуазная сатира. В 1905 М. создал пьесу-сказку "Синяя птица", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Впервые она была поставлена на сцене МХТ 30 сентября 1908 и с тех пор — в репертуаре этого театра.

  В годы 1-й мировой войны 1914—18 М.-публицист клеймит германский милитаризм. Пьеса "Обручение" (1918) продолжает рассказ об одном из героев "Синей птицы". Пьесы, написанные позднее, менее значительны ("Бургомистр Стильмонда" и "Соль земли", 1919; "Жанна д"Арк", 1945, и др.). Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийского социал-демократии оттолкнули М. от общественной проблематики. Трактаты М. "Жизнь пространства" (1928), "Перед лицом бога" (1937) и др. исполнены мистицизма. М. принадлежат натурфилософские книги "Жизнь пчел" (1901), "Разум цветов" (1907), "Жизнь термитов" (1926), "Жизнь муравьев" (1930), где наблюдения над природой проникнуты антропоморфизмом.

  В 1940 М. уехал в США, вернулся во в 1947. Написал мемуары "Голубые пузыри (счастливые воспоминания)" (1948). Гуманистические пьесы М. периода 1896—1918 вошли в репертуар мирового театра. Нобелевская премия (1911).

  Соч.: éâtre, v. 1—3, ., 1918; éâtre inédit, ., 1959; в рус. пер. — Пьесы, (вступ. ст. Е. Г. Эткинда), М., 1958.

  Лит.: Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 48; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; Андреев Л. Г., О двух знаменитых бельгийцах, в кн.: Верхарн Э., Стихотворения. Зори. М М., Пьесы, М., 1972; Шкунаева И. Д., Бельгийская драма от Ма до наших дней..., М., 1973; Bodart R., М. Maeterlinck, ., 1962; М. Maeterlinck, 1862—1962, (Par) J. Cassou, Н. Clouard, . Guiette (e. a.). Sous la direction de J. Hanse et R. Vivier, (Brux., 1962) (лит.).

  М. Н. Ваксмахер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 13:54:08