| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Матричные игры |  | Матричные игры (далее М), понятие игр теории. М — игры, в которых участвуют два игрока ( и ) с противоположными интересами, причем каждый игрок имеет конечное число чистых стратегий. Если игрок  имеет m стратегий, а игрок  — n стратегий, то игра может быть задана (m ´ n)-maтрицей А = ||aij||, где aij есть выигрыш игрока , если он выберет стратегию i (i  = -1, ..., m), а игрок  — стратегию j (j = 1, ..., n). Следуя общим принципам поведения в антагонистических играх (частным случаем которых являются М), игрок  стремится выбрать такую стратегию i0, на которой достигается 
 
  ; 
 игрок  стремится выбрать стратегию jo, на которой достигается
 
 
  ; 
 Если u1 = u2, то пара (i0, j0) составляет седловую точку игры, то есть выполняется двойное неравенство
 
 
  ; i = 1, …, m; j = 1, …, n. 
 Число
  называется значением игры; стратегии i0, j0 называются оптимальным и чистыми стратегиями игроков  и  соответственно. Если u1 ¹ u2, то всегда u1 < u2; в этом случае в игре седловой точки нет, а оптимальные стратегии игроков следует искать среди их смешанных стратегий (то есть вероятностных распределений на множестве чистых стратегий). В этом случае игроки оперируют уже с математическими ожиданиями выигрышей. 
 Основная теорема теории М (теорема Неймана о минимаксе) утверждает, что в любой М существуют оптимальные смешанные стратегии х*, у*, на которых достигаемые "минимаксы" равны (общее их значение есть значение игры). Например, игра с матрицей
  имеет седловую точку при i0 = 2, j0 = 1, а значение игры равно 2; игра с матрицей  не имеет седловой точки. Для нее оптимальные смешанные стратегии суть х* = (3/4, 1/4), y* = (1/2, 1/2); значение игры равно 1/2. 
 Для фактического нахождения оптимальных смешанных стратегий чаще всего используют возможность сведения М к задачам линейного программирования. Можно использовать так называемый итеративный метод Брауна — Робинсон, состоящий в последовательном фиктивном "разыгрывании" данной игры с выбором игроками в каждой данной партии своих чистых стратегий, наилучших против накопленных к этому моменту стратегий оппонента. Игры, в которых один из игроков имеет только две стратегии, просто решить графически.
 
 М могут служить математическими моделями многих простейших конфликтных ситуаций из области экономики, математической статистики, военного дела, биологии. Нередко в качестве одного из игроков рассматривают "природу", под которой понимается вся совокупность внешних обстоятельств, неизвестных принимающему решения лицу (другому игроку).
 
 Лит.: М. (Сборник переводов), под редакцией Н. Н. Воробьева, М., 1961; Нейман Дж. фон, Моргенштерн О., Теория игр и экономическое поведение, перевод с английского, М., 1970; Оуэн Г., Теория игр, перевод с английского, М., 1971.
 
 А. А. Корбут.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 16:05:00 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |