Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Материя

Материя (далее М) (лат. materia - вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М (см. Материализм).

  В домарксистской философии и естествознании М как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными ее видами, например с веществом, соединений, либо с таким свойством М, как масса, которая рассматривалась как мера количества М В действительности же вещество охватывает не всю М, а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М, которые не обладают массой покоя: электромагнитное поле и его кванты - фотоны, гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино.

  Сведение М как объективной реальности к некоторым частным ее состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 - начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М с неделимыми веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что "материя исчезла", "материализм отныне опровергнут" и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания М и ее основных свойств.

  В литературе часто встречается термин "антиматерия", которым обозначают различные античастицы - антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты - особые виды М, античастицы вещества, или антивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных еще нам видов М с необычными специфическими свойствами, но все они - элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.

  В рамках домарксистского материализма М часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы ее бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

  В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признает субстанциальность М, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно М, а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М "„Сущность” вещей или „субстанция”, - писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и природа бесконечна ..." (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, оптических процессов, различных реакций и др. Это привело к развитию теории строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углубленного изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же, т. 29, с. 227).

  Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Система - это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, существенной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Человеческое познание структурной организации М относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет философское понимание М как объективной реальности. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие); молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звезды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звездные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока еще не установлены. Современные границы познания структуры М простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. световых лет); но и внутри этого диапазона может существовать множество еще неизвестных видов материи. В 60-х годах были открыты такие объекты, как квазары, пульсары и другие.

  Живая М и социально-организованная М известны пока лишь на Земле. Их возникновение - результат естественного и закономерного саморазвития М, столь же неотделимого от ее существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая М - вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. Социально-организованная М - высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней. Все эти виды М также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей.

  На каждом этапе познания было бы неправильно отождествлять философское понимание М как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о ее структуре и формах. Тогда все другие еще неизвестные, но реально существующие объекты и системы исключались бы из структуры М, что неверно, противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся М в другие, в связи и взаимных превращениях видов движения и энергии, в историческом развитии природы и возникновении более сложных форм М и движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М, во взаимозависимости явлений микро- и мегамира (см. Космос). Оно находит свое выражение также в наличии у М комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств М относятся ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. М всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

  Всеобщими формами бытия М являются пространство и время, которые не существуют вне М, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство М - детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы - абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство которого М как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М проявляются также во всеобщих законах ее существования и развития: законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.

  Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. первый, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; Архипцев Ф. Т., М как философская категория, М, 1961; Диалектика в науках о неживой природе, М, 1964, раздел 2; Философские проблемы физики элементарных частиц, М, 1963; Мелюхин С. Т., М в ее единстве, бесконечности и развитии, М, 1966; его же, Материальное единство мира в свете современной науки, М, 1967; Структура и формы материи, М, 1967; Кедров Б. М, Ленин и революция в естествознании XX века, М, 1969; Исследования по общей теории систем, М, 1969; Ленин и современное естествознание, М, 1969; Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М, 1972.

  С. Т. Мелюхин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 16:02:54