Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Богучарский В.

Богучарский В. (далее Б) Базилевский Б (псевдонимы Яковлева Василия Яковлевича) (19.2(3.3).1861, г. Богучар Воронежской губернии, — 8(21).5.1915, Петроград), историк революционного движения в России. Окончил в Петербурге Константиновское военное училище (1880), служил в казачьих войсках. За связь с народовольческими военными кружками сослан в Сибирь (1884), а за участие в протесте ссыльных отправлен на поселение в Якутию (до 1890). От сочувствия народовольцам и народоправцам перешел к легальному марксизму, а затем стал активным деятелем либерального лагеря. Собрал и опубликовал ценные источники по истории революционного движения 1860—80-х гг. — "Государственные преступления в России в XIX веке" (т. 1 — правительственные сообщения за 1825—76; т. 2 и 3 — процессы народников 1877, Штутгарт, Париж, 1903—05) и 3 тома "приложений" — материалов нелегальной печати ("Материалы для истории революционного движения в России в 60-х гг.", "Революционная журналистика семидесятых годов", "Литература партии Народной воли", Париж, 1905). Все это переиздано в России в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону в 1906. В 1906—07 вместе с П. Е. Щеголевым и В. Л. Бурцевым издавал журнал "Былое", публиковавший источники по русскому революционному движению, а после его закрытия в 1908 — "Минувшие годы". По делу о "Былом" в 1909 выслан за границу, вернулся в Россию в 1913. В этот период были изданы главные работы Б: "Активное народничество семидесятых годов" (1912) и "Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия “Народной воли”, ее происхождение, судьбы и гибель" (1912). Б удалось систематически осветить развитие революционного демократического движения, описать историю создания нелегальных кружков и народнических организаций, проанализировать основные идейные течения революционной мысли. Книги Б сохранили научную ценность до наших дней. В оценке народничества Б допустил ряд принципиальных ошибок: сблизил идеологию революционного народничества со славянофильством, с идеалистической точки зрения подошел к анализу причин "хождения в народ"; вместе с тем Б осуждает аполитизм народничества и "социальный утопизм" и видит "политический реализм" в борьбе "Народной воли" за демократическую конституцию.

  В. Р. Лейкина-Свирская.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 18:33:00