Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Маковский Владимир Егорович

Маковский (далее М) Владимир Егорович (26.1(7.2).1846, Москва, - 21.2.1920, Петроград), русский живописец, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893). Сын художественного деятеля Е. Н. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861-66) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1882-94) и в петербургской АХ (1894-1918; с 1895 - ректор). Ученики: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов и другие. С 1872 член Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). В ранних работах ("Игра в бабки", 1870; "В приемной у доктора", 1870; "Любители соловьев", 1872-73; все - в Третьяковской галерее) проявились свойственные М. наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. В середине 1870-х годов определяется его главная тема - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях М. показывает (иногда несколько поверхностно) жизнь различных слоев русского общества, повествует о тяжелой судьбе, заботах и радостях городских низов ("Посещение бедных", 1874; "Друзья-приятели", 1878; обе - в Третьяковской галерее). Начиная с 1870-х годов М. создает произведения, проникнутые социально-критическим содержанием ("Ожидание", 1875, Третьяковская галерея; "Осужденный", 1879, Русский музей, Ленинград). 1880-90-е годы - зрелый период творчества М. В драматической сцене "Крах банка" (1881) он убедительно передает отчаяние обманутых людей, в картине "Свидание" (1883) - трогательное чувство материнской любви, в картине "На бульваре" (1886-87; все названные произведения - в Третьяковской галерее) - печальные стороны жизни большого города. В ряде произведений этих лет М. приближается к пленэрной живописи ("Объяснение", 1889-91, Третьяковская галерея). Свои демократические взгляды М. выражает в серии картин "На Волге" (1896), посвященной волжскому трудовому люду; в ряде произведений конца 19 - начала 20 веков он откликается на важные политические события ("9 января 1905 года на Васильевском острове", 1905, Музей Великой Октябрьской социалистической Революции, Ленинград), создает образы революционной интеллигенции ("Вечеринка", 1875-97, Третьяковская галерея; "Допрос революционерки", 1904, Музей Революции СССР, Москва). М. работал также в области портрета. Известен и как график.

Лит.: Друженкова Г. А., В. М, М., 1962.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:26:04