Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Коробка передач

Коробка передач (далее К) механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т. е. скорости вращения или величины подачи. К состоит из переключаемых зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе (коробке) или в общем корпусе с др. механизмами.

  К, применяемая для изменения скорости главного движения резания металлорежущих станков, называется также коробкой скоростей. К, предназначенная для изменения подачи в металлорежущих станках и имеющая некоторые кинематические особенности, называется коробкой подач. К широко применяются в приводах ведущих колес автомобилей и др. транспортных средств, работающих от двигателя внутреннего сгорания, который при небольшой частоте вращения не может развивать большого вращающего момента и большой мощности, а также не допускает изменения направления вращения вала (реверсирования). Использование К позволяет получить достаточный момент на колесах, рациональные режимы работы двигателя при различных скоростях движения, а также обеспечивает задний ход.

  Передаточные числа u К обычно соответствуют геометрическому ряду (u1; u2 = ju1; u3 = j2u1,...), что обеспечивает одинаковое относительное увеличение u при переключении с любой скорости на следующую. Значения u в СССР стандартизованы: 1,06; 1,12; 1,26; 1,41; 1,58; 2,00. Иногда применяют ступенчатый геометрический ряд с разным j на определенных участках регулирования или арифметический ряд (например, в коробке подач).

  Конструкция К зависит от ее назначения, способа переключения передачи и технической характеристики машины или станка — передаваемой мощности, быстроходности, числа скоростей (до 48), диапазона регулирования. Для ускорительных передач К обычно принимают u не менее 1/2, для замедляющих — не более 4, число передач между двумя валами не более 6—8.

  По способу переключения передач различают: К со скользящими зубчатыми блоками (с кулачковыми и зубчатыми муфтами); К, имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами; К с фрикционными муфтами и тормозами; К с муфтами свободного хода. К со скользящими блоками (рис. 1) допускают переключение только при остановках или на малой скорости холостого хода; имеют простую и компактную конструкцию, широко применяются в металлорежущих станках с большим числом скоростей. При малом j конструкцию К. т можно упростить и сократить по длине, применив корригирование зубчатых колес, позволяющее одно и то же зубчатое колесо сцеплять с разными колесами на др. валах. К, имеющие зубчатые муфты с синхронизаторами (рис. 2), позволяют сначала вводить в соприкосновение небольшие фрикционные поверхности, выравнивающие угловые скорости вала и включаемого зубчатого колеса, а затем вводить в зацепление зубчатую муфту. Эти К обеспечивают безударное переключение на холостом ходу; применяются преимущественно в автомобилях. К с фрикционными муфтами и тормозами допускают переключение на ходу под нагрузкой, а при использовании муфт и тормозов с электромагнитным, гидравлическим или пневматическим управлением обеспечивают дистанционное переключение и возможность автоматизации. Ввиду сложности конструкции и больших габаритов такие К применяют при малом числе скоростей; переключение тормозами используют в планетарных К (рис. 3). К с муфтами свободного хода (рис. 4) осуществляют переключение передач при изменении направления вращения ведущего вала при неизменном направлении вращения ведомого; применяются редко.

  Переключение скоростей в К осуществляется: механизмами индивидуального управления, в которых каждый зубчатый блок или муфта переключается отдельной рукояткой; механизмами централизованного управления (последовательного и выборочного включения и с предварительным выбором, или преселективные), в которых все зубчатые блоки и муфты переключаются одной общей рукояткой; электрическими и др. устройствами дистанционного управления; устройствами автоматического управления, переключающим скорости в зависимости от изменяющихся условий работы.

  Недостатки К по сравнению с механическими вариаторами: ступенчатое изменение передаточного числа и менее удобное управление; преимущества — жесткая кинематическая связь, т. е. строгое постоянство передаточных чисел между ведущим и ведомым валами, высокая надежность и долговечность, компактность и простота конструкции, что обеспечило их широкое применение в современных машинах.

  Лит.: Машиностроение. Энциклопедический справочник, т. 11, М., 1948.

  Н. Я. Ниберг.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 05:20:36