Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Качка судна

Качка судна (далее К) колебания плавающего судна под действием волнения или др. внешних сил. Различают три вида К: бортовую (угловые наклонения на правый и левый борт), килевую (угловые наклонения на нос и корму) и вертикальную (поступательные перемещения по вертикали). Совместная килевая и вертикальная К на встречном или попутном волнении называется продольной, а совместная бортовая и вертикальная К на боковом волнении — поперечной. В общем случае К на волнении все ее виды сопутствуют друг другу. К характеризуется амплитудой, периодом (частотой) и сдвигом фазы колебаний по отношению к внешнему воздействию; при К может наблюдаться явление резонанса. К вызывает снижение скорости хода судна, отрицательно действует на организм человека (морская болезнь), ухудшает условия работы механизмов и приборов, использования боевого вооружения и т.д. При интенсивной бортовой качке судно может опрокинуться под воздействием внешних нагрузок, безопасных при отсутствии К Умеренность К — одно из важных мореходных качеств судна: чем больше период и меньше амплитуда К, тем лучше мореходность судна. На судах устанавливаются успокоители качки. Основы общей теории К разработаны академиком А. Н. Крыловым.

 

  Лит.: Семенов-Тян-Шанский В. В., Благовещенский С. Н., Холодилин А. Н., Качка корабля, Л., 1969; Бородай И. К., Нецветаев Ю. А., Качка судов на морском волнении, (Л., 1969).

  Л. Н. Стреляев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 00:33:41