Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Этический социализм

"Этический социализм" (далее Э) система представлений, развиваемая в рамках реформистской концепции так называемого "демократического социализма" и обосновывающая социалистический идеал исходя из нравственных принципов. Теоретические корни "Э" уходят в учение И. Канта о "практическом разуме" с его принципиальным противопоставлением естественной необходимости автономности человеческой воли.

  Основные представители "Э" - Г. Коген, П. Наторп, Э. Бернштейн, П. Нельсон ( и др. Начав с требования "дополнить" марксизм этическими принципами в неокантианском духе, последователи "Э" пришли к телеологическому пониманию социализма (см. Телеология), к замене социального анализа капитализма нравственным осуждением его негативных "сторон". Искажая марксизм, "этические" социалисты отвергают его идеи о естественноисторическом характере социального процесса, о переходе к социализму как закономерному результату развертывания и разрешения антагонистических противоречий капиталистического общества. Представители "Э" утверждают, что марксизм ведет к фатализму, умаляет человеческую инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за свою судьбу и судьбу общества. "Э" отрицает марксистское учение об исторической необходимости и воздвигает стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный детерминизм заменяется расплывчатыми "этическими мотивами", а концепция классовой борьбы - концепцией "социальной педагогики", которая призвана гармонизировать общественную жизнь на основе все большего "выявления" идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека, независимо от его классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравственная эволюция всего человечества, - таков, по мнению "этических" социалистов, единственно правомерный путь к социализму, рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этических ценностей, как нравственный идеал, столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этическая трактовка социализма в ее классических, идущих от Канта формах наиболее распространена в Социал-демократической партии и в Социалистической партии Австрии. В той или иной степени элементы "этического" обоснования социализма характерны для современной социал-демократической идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы "Э", как правило, отступают на задний план, заслоняются более поздними философскими построениями антропологического типа, а также интенсивной спекуляцией на ранних произведениях К. Маркса.

  Отвергая идеалистические схемы "этических" социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не отрицает политического значения нравственных мотивов антикапиталистического движения, не ставит под вопрос возможность и необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистическому идеалу, который воодушевляет борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты вне реальных исторических процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал Ленин, "... когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 101). См. также ст. Неокантианство и Бернштейнианство и лит. при них.

  А. Е. Бовин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:29:03