Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Элеватор (механич.)

Элеватор (далее Э) (лат. elevator, буквально — поднимающий, от elevo — поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э (механич.) ковшовые, полочные, люлечные. Ковшовые Э (механич.) предназначены для подъема по вертикали или крутому наклону (более 60°) насыпных грузов (пылевидных, зернистых, кусковых), полочные и люлечные Э (механич.) — для вертикального подъема штучных грузов (деталей, мешков, ящиков и т. п.) с промежуточной погрузкой-разгрузкой. Ковшовые Э (механич.) используются в металлургии, машиностроении, и пищевом производствах, на обогатительных фабриках и зернохранилищах, а полочные и люлечные — на предприятиях различных отраслей промышленности, базах, в магазинах, а также на складах, в том числе в виде подвижных стеллажей для хранения и выдачи изделий.

  Ковшовый Э (механич.) (рис. 1) представляет собой замкнутое полотно с тяговым органом, огибающим приводной и натяжной барабаны (звездочки), и прикрепленными к нему ковшами. Несущей и ограждающей частью Э (механич.) является сварной стальной кожух с загрузочным и разгрузочным патрубками. Привод имеет электродвигатель, редуктор, муфты и останов, предотвращающий обратное движение полотна. На Э (механич.) применяется винтовое или грузовое натяжное устройство. Скорость движения полотна тихоходных Э (механич.) до 1 м/сек, быстроходных до 4 м/сек. Подача ковшовых Э (механич.) 5—500 м3/ч, высота подъема Н не превышает 60 м. Основными параметрами ковшовых Э (механич.) являются (рис. 1) ширина ВК, высота h, вылет А, полезная (до кромки передней стенки) вместимость ковша и расстояние (шаг) между ковшами a. Быстроходные Э (механич.) имеют расставленные глубокие и мелкие ковши, для которых ak = (2,5—3) h, a в качестве тягового органа — конвейерную резинотканевую ленту или короткозвенную цепь. На тихоходных Э (механич.) применяются сомкнутые (ak = h) с бортовыми направляющими остроугольные и со скругленным днищем ковши, прикрепленные боковыми стенками к двум тяговым цепям.

  Полочный Э (механич.) (рис. 2, а) имеет 2 вертикальные пластинчатые втулочные цепи, огибающие верхние тяговые и нижние натяжные звездочки. К цепям жестко прикреплены захваты-полки, соответствующие форме и размерам груза. Загрузка полок производится вручную или автоматически с гребенчатого стола, а разгрузка в верхней части нисходящей ветви — при опрокидывании полок. Скорость движения цепей полочного Э (механич.) 0,2—0,3 м/сек.

  Люлечный Э (механич.) (рис. 2, б) отличается от полочного способом крепления рабочего органа — люльки, которая благодаря шарнирному подвесу на всех участках трассы сохраняет горизонтальное положение днища. Загрузка люлечных Э (механич.) производится на восходящей, а разгрузка — на нисходящей ветви. Скорость движения полотна 0,2—0,3 м/сек.

 

  Лит.: Спиваковский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, М., 1969.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 20:45:16