Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Щит проходческий

Щит проходческий (далее Щ) подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Впервые Щ был применен в Великобритании М. И. Брюнелем при сооружении тоннеля под р. Темза (1825). В СССР Щ применяют с 1932; с их помощью сооружено большинство тоннелей метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах. Щ применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.

  Немеханизированные Щ классифицируют по форме поперечного сечения (круговое, эллиптические, подковообразное и прямоугольное); по размерам сечения (большое - 8,5-9,75 м, среднее - 5,7-6,7 м и малое - 2,6-3,6 м); по способу ограждения забоя (без лобовой диафрагмы, с рассекающими перегородками, с лобовой диафрагмой, с герметизированным ограждением). В Щ (рис.) ножевое кольцо предохраняет от вывала породы из массива и служит для частичного срезания мягких и сыпучих пород; в опорном кольце размещают щитовые и забойные домкраты, трубы и пускорегулирующую аппаратуру; консольная часть оболочки ограждает место монтажных работ. Перегородки - горизонтальные и вертикальные - делят Щ на рабочие ячейки, необходимые для безопасного ведения проходческих работ по всему забою. Щ перемещается при помощи щитовых домкратов, которые упираются в торец обделки. Забойные домкраты служат для крепления забоя, а платформенные - для выдвижения платформ.

  В мировой практике широко применяют механизированные Щ, которые различают: по области применения (для неустойчивых, слабоустойчивых и устойчивых пород различной крепости); способу разрушения пород (строгание, фрезерование, бурение, скалывание); типу рабочего органа (роторный, качающийся, планетарный, комбинированный). Основные размеры Щ зависят от диаметра обделки, геологических условий проходки и типа механизированного оборудования. На скорость проходки влияют размеры сечения и тип Щ и при благоприятных условиях она достигает нескольких сотен м/мес (проходка тоннелей на строительстве Ленинградского метрополитена - до 600 м/мес). Конструкции Щ совершенствуют путем создания унифицированных режущих инструментов и погрузочных ковшей, разработки взаимозаменяемых инструментов.

  Лит.: Тоннели и метрополитены, 2 изд., М., 1975; Малевич Н. А., Горнопроходческие машины и комплексы, М., 1971.

  В. П. Волков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 19:04:08