Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Штопор

Штопор (далее Ш) (голл. stopper, от stop — пробка),

  1) свернутый в спираль стержень из толстой, обычно стальной проволоки (диаметром 10—20 мм); имеет на конце швартовочное кольцо. Ввинченный в грунт, дерево, лед Ш служит для швартовки самолетов, планеров, вертолетов, небольших судов, крепления палаток и др.

  2) Пробочник (нем. Korkzieher), винтовой стержень с кольцом или рукояткой на конце, применяемый для вытаскивания пробок и различных заглушек.

  3) В авиации — особый, критический режим полета самолета (планера), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трех его осей. При этом самолет переходит на режим самовращения (авторотации). Ш подразделяется: по виду — на нормальный и перевернутый, по углу наклона продольной оси самолета к горизонту — на крутой (50—90°), пологий (30—50°) и плоский (< 30°), по характеру протекания — на устойчивый и неустойчивый. Сваливание и попадание самолета в Ш происходит при выходе его на закритические углы атаки. В процессе летных испытаний опытных самолетов для обеспечения выхода из уже развившегося (устойчивого) Ш применяются противоштопорные парашюты или ракеты. Впервые преднамеренный ввод самолета в Ш осуществил русский военный летчик К. К. Арцеулов (1916). Проблемой Ш в 1918—19 занимался английский ученый Г. Глауерт. Теоретическое обоснование Ш разработано сов. ученым В. С. Пышновым, а дальнейшие экспериментальные работы по Ш выполнены А. Н. Журавченко.

  С. Я. Макаров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 03:13:06