Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Бизе Жорж

Бизе (далее Б) (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838, Париж, — 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя пения. Десяти лет принят в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1857. Ученик А. Ф. Мармонтеля, П. Циммермана, Ж. Ф. Э. Галеви, занимался также у Ш. Гуно. В консерватории неоднократно получал премии (по фортепианной игре, органу, композиции), в 1857 Б. присудили большую Римскую премия (за кантату "Кловис и Клотильда"), давшую ему возможность три года провести в Италии. С 1860 жил в Париже. Из-за тяжелых материальных условий занимался частными уроками, переложениями и корректурой сочинений других авторов.

  Прирожденный драматург, Б. постоянно тяготел к музыкальному театру: написал около 20 опер (многие из них не окончены), в том числе "Дон Прокопио" (1858—59, пост. 1906), "Иван Грозный" (1865, не окончена, пост. 1946); 3 оперетты (оперетта "Доктор Миракль" удостоена премии на конкурсе, организованном Ж. Оффенбахом, 1857), музыку к драматическому спектаклю. Б. привлекали сюжеты с элементами психологической драмы, острыми конфликтами. Ранние оперы Б. — "Искатели жемчуга" (1863), "Пертская красавица" (по роману Вальтера Скотта, 1866, пост. 1867, "Театр лирик", Париж) — развивают традиции французской лирической оперы. Уже в этих сочинениях, отличающихся характерным для Б. мелодическим богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной правде. Реалистические тенденции более отчетливо выявились в одноактной опере "Джамиле" (по поэме А. Мюссе "Намуна", 1871, пост. 1872, театр "Опера комик", Париж) и музыке к драме А. Доде "Арлезианка" (1872). Две сюиты из "Арлезианки" (первая составлена самим Б., 1872; вторая — другом композитора Э. Гиро, 1885) — яркий вклад в мировую симфоническую литературу. Наиболее выдающимся произведением Б. явилась опера "Кармен" (по новелле П. Мериме, 1874) — одна из вершин оперного реализма 19 в. Музыка оперы отличается большой драматической силой, мелодической выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях французской комической оперы, "Кармен" содержала разговорные диалоги. Позже, для постановки в Вене (осень 1875, когда Б. уже не было в живых) композитор Э. Гиро написал речитативы, заменив разговорные эпизоды. При первой постановке (1875, театр "Опера комик", Париж) опера не была принята буржуазной публикой, но вскоре, после успеха в Вене, "Кармен" стала, как предсказал П. И. Чайковский, "самой популярной оперой в мире".

  Б. — автор оркестровых сочинений, в том числе симфонии-кантаты "Васко да Гама" (1859—60), симфонии "Рим" (1871, первоначальная редакция — фантазия "Воспоминания о Риме", 1860—68); фортепианных пьес, романсов, песен и др.

  Соч.: Письма, пер. с франц., под ред. Г. Т. Филенко, М., 1963.

  Лит.: Брук М., Б, М., 1938; Хохловкина А., Жорж Б, М., 1959; гtiss М., Bizet et son temps, Gen.— ., 1961; Robert ., Georges Bizet. L"homme et son oeuvre. (., 1965).



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:05:12