Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Центробежный регулятор

Центробежный регулятор (далее Ц) механизм для автоматического поддержания заданной частоты вращения вала регулируемого объекта (двигателя, турбины и т.п.) с датчиком в виде вращающихся грузов. Центробежная сила грузов используется для перемещения органа, управляющего объектом. Впервые для этих целей Ц был установлен на паровой машине Уатта в 1784. В современных Ц имеются один, два или более вращающихся грузов (рис. 1). При изменении частоты вращения вала центробежная сила грузов изменяется, что приводит к перемещению муфты и связанного с ней регулирующего органа. При восстановлении заданного значения частоты вращения муфта возвращается в исходное положение при помощи пружин. В зависимости от назначения Ц могут быть прямого и непрямого действия. В Ц прямого действия перемещение муфты приводит к перемещению органа, управляющего регулируемым объектом. Если усилие, необходимое для этого перемещения, оказывается значительным, применяются Ц непрямого действия (рис. 2). Центробежная сила грузов в этом случае используется для перемещения являющегося органом управления усилительного устройства - гидравлического серводвигателя, поршень которого штоком связан с органом, управляющим регулируемым объектом. Ц непрямого действия имеет рычаг обратной связи, посредством которого перемещение поршня вызывает восстановление положения или деформацию пружины. Современные Ц могут обеспечить также изменение задаваемой угловой скорости, дистанционное управление объектом, ограничение нагрузки и т.д. Ц прямого действия используются в дизелях на тракторах, автомобилях и т.д., Ц непрямого действия - в стационарных, судовых дизелях, в тепловых и гидравлических турбинах.

  Лит.: Доманский Б. И., Введение в автоматику и телемеханику, Л. - М., 1950; Крутов В. И., Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания, 3 изд., М., 1968.

  В. И. Крутов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:19:25