Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Хольбейн

Хольбейн (далее Х) Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15—16 вв.

  Ханс Х Старший (около 1465, Аугсбург, — 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге; св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего — резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. в его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515—16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках ( карандаш, перо).

  Ханс Х Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х Старшего. Учился у отца. В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина "Мертвый Христос", 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ "Мадонна бургомистра Мейера", 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчеркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы ("Эразм Роттердамский", 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески "Дома танца" в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1524—26 исполнил серию рисунков "Образы смерти" (известна под название "Пляска смерти", изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах ("Астроном Николас Кратцер" и др.) Ханс Х Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке ("Т. Мор", карандаш, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528—32 — снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х Лютцельбургера, см. илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха ), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи "Стального двора" в Лондоне, 1541—43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х Младший вошел главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.

 

  Лит.: (Немилов А.), Г. Гольбейн Младший. (Альбом), М. — Л.. 1962; Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173—87; Schmid . A., Hans Holbein der Jüngere..., Bd 1—3, Basel, 1945—48; Pinder ., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 — Holbein der Jüngere und das Ende der altdeutschen Kunst, öln, (1951); Lieb ., Stange A., Hans Holbein der Altere, (.), 1960.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 00:41:50