Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Федотов Павел Андреевич

Федотов (далее Ф) Павел Андреевич (22.6(4.7).1815, Москва, – 14(26).11.1852, Петербург), русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834–45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844–46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешел к работе масляными красками, создал серию картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство майора", 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развертывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раешном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", около 1850, "Н. П. Жданович", 1849, оба – Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обреченный на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850–52) отмечен чертами трагизма, обостренного тяжелой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создает образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851–52, "Анкор, еще анкор!", 1851–52, обе – Третьяковская галерея, "Игроки", 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщенный образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.

  Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Фе, "Современник", 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Ф – художник и поэт, Л. – М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Ф. Основные проблемы творчества, Л. – М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Ф, (М., 1969); его же, П. А. Ф и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973.

В. Сарабьянов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:16:49