| 
     
       
      | 
     
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
      | 
     
       
      | 
     
       
      | 
     
    
     
       | 
     
   
  
Безопасный автомобиль |    Безопасный автомобиль (далее Б) автомобиль, конструктивные особенности которого способствуют предотвращению аварий либо (в случае дорожно-транспортного происшествия снижают травматизм водителя, пассажиров и пешеходов.
    Первые опытные образцы Б созданы в США ("Liberti Mutual", 1957; "Survial Car", 1960) и в Италии ("Sigma", 1963). Б (рис.) конструктивно выполняют в соответствии с требованиями "активной" и "пассивной" безопасности. К элементам "активной" безопасности, способствующим предотвращению аварий, относятся улучшение устойчивости и управляемости автомобиля, повышение эффективности тормозов, увеличение обзорности и т.п. Элементы "пассивной" безопасности обеспечивают снижение травматизма при аварии и включают комплекс мероприятий по созданию "защитной оболочки" вокруг каждого пассажира (ограничение перемещения относительно сиденья, уменьшение вероятности травмы о внутренние поверхности кузова, обеспечение удобного выхода из автомобиля в случае аварии и т.п.). Рулевая колонка Б обычно легко деформируется при ударе, или она отсутствует (управление осуществляется двумя рычагами). В Б предусматриваются двустворчатые двери, которые при столкновении не открываются, ветровые стекла с повышенным сопротивлением к пробиванию и т.п. При лобовом ударе двигатель Б смещается под пассажирский салон. Б оборудуют автоматической системой пожаротушения. Новая модель Б. a. "New York Sedan" (США) должна обеспечить безопасность водителя и пассажиров при лобовом столкновении автомобилей со скоростью до 80 км/час, ударе в Б сзади со скоростью до 65 км/ч, опрокидывании автомобиля на крышу со скоростью до 100 км/час. В случае наезда на пешехода последний не должен получить серьезных травм, если скорость движения Б до 24 км/час, что обеспечивается "мягкой" конструкцией переднего бампера. В СССР с 1968 ведутся научные исследования в этой области и внедряются конструктивные разработки отдельных узлов Б (см. ст. "Волга").
    Лит.: Хальфан Ю. А., Мероприятия, повышающие безопасность конструкции легкового автомобиля. (Пассивная безопасность). Обзор, М., 1967.
  И. Г. Маландин.
 
  |    
  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
         | 
     
       
      | 
     
    
       | 
       | 
       | 
     
    
     
    
     
       
      | 
     
       
      | 
     
Новости 04.11.2025 08:47:38
      | 
     
       
      | 
     
       
      | 
     
    
     
       | 
     
  | 
     
       
      | 
     
    
       | 
       | 
       | 
     
    
  
 |