Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тональность

Тональность (далее Т) (муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Т), а также ладовая система на определенной высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад). Обозначение Т в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе — с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения — Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Т без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.

  Сущность Т в классической мажорно-минорной системе — создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчиненных главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает свое название и сама данная Т Для Т мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчиненных звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяженной музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Т более высокого порядка — до мажору). Смена Т называется модуляцией. Модуляционное движение создает связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Т: по ней нередко обозначается и все музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).

  Ю. Н. Холопов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:50:42