| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Тепловоз |  | Тепловоз (далее Т) один из видов локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Т: тепловозный двигатель, силовая передача, экипажная часть, вспомогательное оборудование. Установленный в машинном отделении Т двигатель превращает тепловую энергию сжигаемого топлива в механическую или электрическую энергию, которая через механическую, гидромеханическую или электрическую силовую передачу реализуется в движение колесных пар. 
 Идея использования теплового двигателя на локомотиве возникла в конце 19 в. Предшественники Т - автодрезины, мотовозы, создававшиеся главным образом для внутризаводских перевозок. Русский инженер В. И. Гриневецкий в 1908-12 создал опытный двигатель внутреннего сгорания, приспособленный к переменным нагрузкам, возникающим при работе локомотива. Т с таким двигателем и прямой передачей был спроектирован, но не был построен. В 1922 Т оригинальной конструкции с механическим генератором газа предложил советский инженер А. Н. Шелест. (Его идея была осуществлена только в 50-е гг. 20 в. в Швеции.) Первый магистральный Т (рис. 1) был создан в СССР в 1924 по проекту Я. М. Гаккеля. Наиболее распространены Т с электрической передачей (рис. 2, 3), в которых коленчатый вал основного двигателя вращает якорь главного электрогенератора, вырабатывающего электрический ток для питания тяговых электродвигателей. Через зубчатую передачу вращение якорей тяговых электродвигателей передается колесным парам.
 
 К экипажной части Т относятся главная рама, двух-, трех- или четырехосные тележки с колесными парами, буксами и рессорным подвешиванием (см. Подвеска). На главной раме Т располагается кузов. Т выполняются одно-, двух- и трехкузовными (одно-, двух- и трехсекционными). В кузове размещается кабина машиниста, из которой осуществляется управление Т Машинист при помощи контроллера устанавливает определенную частоту вращения вала двигателя, а изменение режимов работы электрогенератора и тяговых электродвигателей производится автоматически в зависимости от профиля ж.-д. пути. От машинной части кабину обычно отделяет аппаратная камера, в которой размещены приборы и аппараты для выполнения переключений в силовой цепи Т В машинном отделении, кроме двигателя, находится главный генератор, компрессор, аккумуляторная  батарея, фильтры и т. п. Т - экономичный локомотив, на котором энергия топлива используется примерно в 6 раз эффективней, чем на паровозе. Современные Т имеют расчетный кпд 28-32%, развивают скорость 120-160 км/ч и более.
 
 Лит.: Якобсон П. В., История тепловоза в СССР, М., 1960; Т ТЭЗ, 5 изд., М., 1973; Ты СССР. Каталог-справочник, М., 1974.
 
 П. И. Кметик.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 01.11.2025 00:32:35 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |