Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Театр кукол

Театр кукол (далее Т) вид театр, представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Т — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приемов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Т в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае  — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках. Представления Т все более насыщались злободневным, "земным" содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Т обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Т с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Т утвердился во (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

  У народов Азии и Ближнего Востока Т развивался особым путем. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагез). В Т куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т в Китае относится к 1 в. до н. э. В японском Т (известен с 11 в.) используют большие куклы в  человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4—5 кукловодов в черных одеждах (на лице черная маска — чулок). Он, как и китайский Т, связан с классическим театром.

  Вплоть до 19 в. в европейских Т разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гете заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трех его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Т Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман ( Жорж Санд, А. Франс ( М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Т как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссер Г. Крэг в статье "Актер и сверхмарионетка" пропагандировал идею отказа от актера). В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Т для детей и для взрослых.

  Русский профессиональный Т начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е. С. Деммени, художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Т для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми. Советский Т отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведенной до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Волшебная лампа Аладина" Гернет (1940), "Король-Олень" Сперанского по Гоцци (1943), "Необыкновенный концерт" (1946) и многие др. заложили основу режиссерского метода и системы работы актеров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

  Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы ("Рука с пятью пальцами" — румынский театр "Цэндэрикэ"), ставят музыкальные произведения ("Петя и Волк" Прокофьева — Центральный Т Болгарии; "Петрушка" Стравинского, "Деревянный принц" Бартока — Центральный Т Венгрии; "История солдата" Стравинского — Центральный Т Болгарии и Рижский Т; "Жар-птица" Стравинского, "Ученик чародея" Дюка — Минский Т). Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приемов (в действие вовлекаются живой актер, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Т ("Часовщик", "Крали Марко" Теофилова в Центральном Т Болгарии, "Дон Кристобаль" Гарсиа Лорки и "Маленький принц" Сент-Экзюпери в Т "Цэндэрикэ", "Похождения бравого солдата Швейка" по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

  С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).

  В СССР в 1975 работало свыше 100 Т, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведется на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссеры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Т Материал по истории Т собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937).

  В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Т пользуется большой популярностью.

  Лит.: Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895; Франко ., До исторii украiнського вертепа XVIII в., "Записки Наукового товариства im. Шевченко", 1906, т. 71, кн. 3, т. 72, кн. 4; Виноградов Н., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М.— Л., 1925; Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актер с куклой, М.— Л., 1938; его же, Моя профессия, кн. 1, М,, 1950; Деммени E. G., Куклына сцене, М.— Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Т зарубежных стран. (Переводы пьес), М.—Л., 1959; Смирнова Н., Советский театр кукол, 1918—1932, М., 1963; ее же, Театр Сергея Образцова, М., 1971.

  Н. И. Смирнова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:01:33