Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Батискаф

Батискаф (далее Б) (от греч. bathýs - глубокий и skáphos - судно), глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических и др. исследований. Б состоит из легкого корпуса - поплавка, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара - гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж Б, аппаратура управления, система регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели с гребными винтами и светильники. Современные Б оборудованы устройствами для взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами для ведения подводных работ. Плавучесть Б регулируется сбрасыванием твердого балласта (обычно стальная дробь) и выпуском бензина из маневровой цистерны.

  Первый Б (ФНРС-2) был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в 1948. В 1953 Пиккар с сыном Жаком опустились в Б "Триест" на глубину 3160 м. В 1954 французы Ж. Гуо и П. Вильм на Б ФНРС-З достигли глубины 4050 м. В январе 1960 Ж. Пиккар и Д. Уолш на модернизированном Б "Триест"достигли дна Марианского желоба в Тихом океане.Б пока остается единственным средством исследования человеком предельных глубин океана.

  Лит.: Гуо Ж., Вильм П., На глубине 4000 м., пер. с англ., Л., 1960; Пиккар Ж., Дитц Р., Глубина - семь миль, пер. с англ., М., 1963; Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Подводные аппараты, Л., 1966.

.   В. С. Ястребов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:01:12