| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Судостроение |  | Судостроение (далее С) отрасль тяжелой промышленности, осуществляющая постройку судов. С как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В 15-16 вв. С начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах,  и других странах. 
 Приемы постройки судов относительно мало менялись до начала 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механические двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механических двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчетных методов проверки прочности, ходкости и других качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологических процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й половине 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клепку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.
 
 Судостроительная промышленность включает судостроительные заводы (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), научные организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитационными трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С В СССР в состав судостроительной промышленности входят также машино- и приборостроительные предприятия.
 
 Современное судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетического, электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технические решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности которых должны быть учтены при его проектировании. Все это предопределяет сложность, большую трудоемкость и значительную длительность проектных и проектно-технологических работ, в ходе которых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоемкости и длительности в ряде стран (в том числе и в СССР) создаются системы автоматизированного выполнения работ с помощью ЭВМ.
 
 Постройка современного стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преимущественно на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отдельных корпусных конструкций, изготовление в цехах предварительной сборки секций и блоков массой до 600 т (на некоторых заводах - свыше 1000 т), монтаж корпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строительных доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из которых выполняется определенный объем сборочных, монтажных и других работ. С целью ускорения процесса постройки судов значительный объем монтажных работ осуществляется при предварительной сборке путем насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и другим комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.
 
 Особые технологические процессы применяются при изготовлении отдельных конструкций (например, надстроек) или корпусов целиком из легких сплавов,  пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: около половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объема строительства судов (см. табл.). Во многих странах суда строятся главным образом на экспорт; например, в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С, ориентирующееся на экспортные заказы, создается в ряде стран, располагающих избытком дешевой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Южная Корея).
 
 Постройка судов в 1970-75 (учтены суда валовой вместимостью более 100 рег. т)
 
   | Страна
 
 | Количество судов
 
 | Валовая вместимость, млн. рег. т
 
 |   | 1970
 
 | 1971
 
 | 1972
 
 | 1973
 
 | 1974
 
 | 1975
 
 | 1970
 
 | 1971
 
 | 1972
 
 | 1973
 
 | 1974
 
 | 1975
 
 |   | Япония.…………… Швеция…………… ФРГ..………………. Испания…………… Великобритания…  …………. Норвегия………….  Нидерланды………. Дания……………… Италия……………..
 
 | 1037
 
 39
 
 184
 
 130
 
 139
 
 131
 
 115
 
 101
 
 52
 
 48
 
 | 992
 
 42
 
 178
 
 161
 
 122
 
 70
 
 121
 
 107
 
 56
 
 66
 
 | 885
 
 42
 
 148
 
 161
 
 130
 
 60
 
 125
 
 112
 
 62
 
 58
 
 | 1080
 
 39
 
 134
 
 202
 
 119
 
 56
 
 127
 
 123
 
 59
 
 51
 
 | 1045
 
 40
 
 128
 
 230
 
 116
 
 54
 
 129
 
 27
 
 63
 
 54
 
 | 930
 
 47
 
 164
 
 210
 
 114
 
 59
 
 138
 
 143
 
 58
 
 41
 
 | 10,100 1,539 1,317 0,649
 
 1,327 0,859 0,702
 
 0,632 0,518 0,546
 
 | 11,132 1,863 1,968 0,830
 
 1,233 1,086 0,884
 
 0,572 0,728 0,872
 
 | 12,857 2,028 1,389 1,083
 
 1,197 1,030 0,825
 
 0,750 0,952 0,902
 
 | 14,751 2,290 1,926
 
 1,319
 
 1,067 1,170 0,984
 
 0,852 1,004 0,837
 
 | 16,894 2,181 2,142 1,561
 
 1,198 1,046 0,964
 
 0,942 1,076 0,953
 
 | 16,991 2,188
 
 2,499
 
 1,593
 
 1,170
 
 1,150
 
 1,052
 
 1,028
 
 0,969
 
 0,792
 
 |   | Всего в мире
 
 | 
 2814
 
 | 
 2917
 
 | 
 2776
 
 | 
 2999
 
 | 
 2949
 
 | 
 2730
 
 | 
 20,980
 
 | 
 24,388
 
 | 
 26,749
 
 | 
 30,409
 
 | 
 33,541
 
 | 
 34,203
 
 |  Транспортное С развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистических странах - в Японии, Швеции, ФРГ, Испании,  Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, например буровые платформы, строятся главным образом в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С среди социалистических стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистических странах - в США.
 
 Боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ в капиталистическом мире наиболее интенсивно строятся в США,  Великобритании.
 
 В России С как отрасль промышленности зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались главным образом корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с главными двигателями внутреннего сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское - "Дело", 1908).
 
 В годы Советской власти работа судостроительных заводов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в середине 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечественной войны 1941-45 - несколько больших (в ряде случаев насчитывающих многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский завод и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, завод "Красное Сормово" в Горьком, Черноморский завод в Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и морские суда на подводных крыльях и др. На советских заводах построены: первое в мире невоенное судно с  энергетической установкой - ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин" (1971), мощнейший  ледокол "Арктика" (1974). Ведется постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Некоторые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами.
 
 В. С Дорин.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 22:25:07 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |