Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Станиславский Константин Сергеевич

Станиславский (далее С) (настоящая фамилия — Алексеев) Константин Сергеевич (5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же), советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).

  Родители С. принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрел славу выдающегося актера своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого 1891; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой "Чайки" Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приемы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актеров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 С. поставил пьесы М. Горького "Мещане" и "На дне" (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле "Мещане" впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произведения русской классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Где тонко, там и рвется" Тургенева (1912), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909, постановка С. и И. М. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актера нарочитой, искусственной стилизации. Актерский талант С. проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана ("Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского). С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирическое дарование С. проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).

  С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актера — актерскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодежью проверить и утвердить свою систему.

  Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссера, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссерского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заостренностью: "Горячее сердце" Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нем метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И. Я. Судаков) спектакль "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей "Унтиловск" Леонова (1928), "Мертвые души" по Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др.

  С. стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. "Евгений Онегин" Чайковского, 1922, "Царская невеста" Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.

  С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.

  Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссерскую и актерскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

  В Москве в доме, где жил К. С. С, в 1948 организован музей.

  Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1954—61.

  Лит.: Эфрос Н. Е., К. С. С, П., 1918; Гуревич Л., Девять ролей К. С. Станиславского, "Театр", 1938, №9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863—1938, М., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, № 1; его же, К. С. С о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962; Марков П., О Станиславском, "Театр", 1962, №1; С. Писатели, артисты, режиссеры о великом деятеле русского театра, М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 3, М., 1964; Полякова Е., С — актер, М., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, т. 1—3, М., 1971—1973; Строева М. Н., Режиссерские искания Станиславского. 1898—1917, М., 1973; Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974.

  В. Н. Прокофьев.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 20:35:16