| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| СССР. Финансы и кредит |  | Финансы и кредит (далее С) 
 Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и использование фондов денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни народа и удовлетворения других потребностей социалистического общества. Их сущность определяется действием экономических законов социализма, социалистической системой хозяйства, базирующейся на общественной собственности на средства производства; природой и функциями Советского государства и закономерностями его развития.
 
 Основные функции финансов СССР: распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в интересах планомерного развития общественного производства; экономический контроль и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов общества. Вместе с тем финансы служат важным экономическим инструментом социалистической экономической интеграции, укрепления дружеств. связей с развивающимися государствами, расширения взаимовыгодных экономических, научно-технических и культурных связей с капиталистическими странами. На всех этапах социалистического строительства, а также в условиях зрелого социализма финансы играли и играют активную роль в развитии производительных сил, в становлении и совершенствовании социалистических производств. отношений.
 
 Возникновение и развитие советских финансов. Финансы дореволюционной России отражали антагонистические противоречия ее хозяйственной системы: они служили средством дополнительной эксплуатации трудящихся в интересах помещиков и крупной буржуазии. Финансовая политика царского самодержавия, а затем Временного буржуазного правительства сдерживала развитие производительных сил России, усиливала ее технико-экономическую отсталость и зависимость от иностранного капитала, оказывала разрушительное воздействие на экономику страны, 1-я мировая война 1914—18 резко обострила внешние и внутренние противоречия России и показала непрочность ее финансовой системы: в 1916 бюджетный дефицит составил свыше 75% объема бюджета и покрывался главным образом выпуском бумажных денег; стремительно рос государственный долг (с 8,8 млрд. руб. на 1 января 1914 до 60 млрд. руб. к концу 1917); денежное обращение пришло в расстройство, покупательная сила рубля упала к концу 1917 до 7 коп.
 
 С победой Октябрьской революции 1917 началось становление советской финансовой системы. Финансовые мероприятия диктатуры пролетариата были направлены на подрыв экономической силы свергнутых эксплуататорских классов, слом старой государственной машины и создание советского государственного аппарата, освобождение страны от иностранной финансово-экономической зависимости. Советская власть национализировала банки (дек. 1917), аннулировала дореволюционные займы, ввела государственное социальное обеспечение трудящихся, государственную монополию страхового дела. Финансовая программа, разработанная Коммунистической партией, предусматривала централизацию в области финансов, введение подоходно-поимущественного и других регулярных налогов с высокопрогрессивными ставками, проведение денежной реформы (замена прежних денег новыми), ликвидацию бюджетного дефицита, организацию учета и контроля над производством и распределением продуктов. Был создан новый  финансово-кредитный аппарат — Народный комиссариат финансов, Народный банк РСФСР, финансовые отделы местных советов. Осуществление многих мероприятий намеченной программы было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией 1918—20. В эти годы сократились государственные доходы, резко возросло значение денежной эмиссии, введена продразверстка. Условия войны и разрухи потребовали концентрации ресурсов в руках государства и их распределения в натуральной форме, что резко сузило сферу функционирования финансов.
 
 С переходом к новой экономической политике (нэпу) задачи в области укрепления финансов выдвинулись на первый план. Решением 10-го съезда партии (1921) продразверстка была заменена продналогом; в 1922—24 проведена денежная реформа; на основе  обеспечения создана устойчивая советская валюта; ликвидирован бюджетный дефицит; развивались товарно-денежные отношения, планово регулируемые государством. Важное значение для укрепления финансов имел перевод промышленности, а затем и других отраслей народного хозяйства на хозяйственный расчет. В 1930 была проведена налоговая реформа. Вместо существовавших ранее многочисленных налогов и сборов доходы государства начали поступать главным образом по двум основным каналам — в виде налога с оборота и отчислений от прибыли. Эти платежи стали основной формой доходов бюджета; в 1934 они составили свыше 70% бюджетных поступлений; доля налогов с населения не превышала 6%. Важным источником доходов государственного бюджета в годы первых пятилеток были средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов.
 
 В переходный период от капитализма к социализму финансы и прежде всего государственный бюджет использовались в качестве одного из главных рычагов ограничения и вытеснения капиталистических элементов в городе и деревне, упрочения позиций социалистических государственных и кооперативных предприятий, развития производительных сил и укрепления социалистических производственных отношений. Важную роль сыграли финансы и их центральное звено — Государственный бюджет СССР в восстановлении народного хозяйства, в проведении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в осуществлении культурной революции и реализации ленинской национальной политики. Построение социализма изменило социальную природу доходов и расходов государственного бюджета. Доходы стали складываться в основном из накоплений социалистического хозяйства, расходы — направляться на развитие народного хозяйства, на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение. За годы довоенных пятилеток (1929—1940) на развитие народного хозяйства из средств бюджета был направлен 41 млрд. руб. (почти 45% расходов бюджета), на социально-культурные мероприятия — 22,7 млрд. (25%), на оборону — 17,1 млрд. руб. (около 19%).
 
 Великая Отечественная война 1941—45 потребовала всемерной мобилизации материальных, людских и денежных ресурсов. Коренным образом изменилась структура расходов бюджета: ассигнования на оборону за годы войны составили 58,2 млрд. руб. (51% расходов). Для финансирования затрат, связанных с военными расходами и возмещением причиненных народному хозяйству потерь, были использованы, наряду с текущими доходами бюджета, накопленные в мирные годы бюджетные резервы и свободные ресурсы государственных предприятий и хозяйственных организаций. За эти годы в бюджет поступило 107 млрд. руб., из них от социалистического хозяйства — 83 млрд. руб. Поступления военного налога (введен в 1942) составили 7,2 млрд. руб. Значительные средства были получены путем реализации государственных займов и взносов населения в созданные по инициативе трудящихся Фонд обороны и Фонд Красной Армии.
 
 После окончания войны перед финансовой системой встали задачи, связанные с переводом народного хозяйства на мирные рельсы, его восстановлением и дальнейшим развитием. В декабре 1947 была проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля и укрепилось денежное обращение, возросла роль стоимостных рычагов в народном хозяйстве — хозрасчета, рентабельности, себестоимости. В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций. С марта 1950 исчисление советского рубля переведено на  основу и установлено его  содержание в 0,222168 г чистого  Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Для дальнейшего повышения роли советского рубля в 1961 был изменен масштаб цен, старые денежные знаки заменены новыми по соотношению 1:10. Одновременно было повышено  содержание советского рубля до 0,987412 г чистого  и изменен его паритет к иностранным валютам.
 
 Начавшийся в 1965 перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования существенно повысил роль экономических методов управления народным хозяйством. Были внесены изменения в систему формирования доходов государственного бюджета. Взамен отчислений от прибыли введены: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли. Для предприятий, не переведенных на новую систему, сохранялись отчисления от прибыли. Продолжает взиматься налог с оборота. На предприятиях и в объединениях созданы фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.
 
 В условиях развитого социализма усилилась роль финансовой системы в формировании рациональной структуры общественного производства, повышении эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и природных богатств в интересах ускорения темпов коммунистического строительства, роста народного благосостояния и укрепления обороноспособности страны.
 
 Финансы СССР включают финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства и общегосударственные финансы.
 
 Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства образуют исходное звено системы финансов, т. к. они непосредственно связаны с материальным производством, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов социалистического общества.
 
 Функционирование финансов предприятий (объединений) связано с их деятельностью на основе хозяйственного расчета. Финансовые отношения предприятий регулируются "Положением о социалистическом государственном производственном предприятии", утвержденным Советом Министров СССР 4 октября 1965.
 
 С созданием в 1974 производств. объединений и всесоюзных и республиканских промышленных объединений в них образуются централизованные фонды и резервы (централизованные фонды экономического стимулирования, фонды научных исследований и освоения новой техники, резервы для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резервы амортизационные отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и др.), что способствует концентрации денежных ресурсов на главных направлениях, усилению связи науки и производства.
 
 Из полученной прибыли предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный остаток прибыли поступает в доход государственного бюджета (распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций отражено в табл. 1).
 
 Прибыль народного хозяйства СССР (без учета чистого дохода колхозов) за 1960—75 возросла в 4 раза, сумма прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, — почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.
 
 Значительно увеличились финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.
 
 Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность отдельных коллективов. В связи с этим затраты по расширенному воспроизводству в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счет их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Ее масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).
 
 Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное назначение общегосударственных финансов — образование централизованных фондов денежных средств путем распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.
 
 Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.
 
 Табл. 1. — Распределение прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций
 
   | Прибыль — всего
 
 | 1960
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | млрд. руб.
 
 | %
 
 | млрд. руб.
 
 | %
 
 | млрд. руб.
 
 | %
 
 |   | 27,7
 
 | 100
 
 | 87,4
 
 | 100
 
 | 111,0
 
 | 100
 
 |   | Из нее:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | Внесено в бюджет
 
 | 17,8
 
 | 64,4
 
 | 51,0
 
 | 58
 
 | 62,9
 
 | 56,7
 
 |   | В том числе:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | плата за основные производств. фонды и оборотные средства
 
 | —
 
 | 
 
 | 13,7
 
 | 16
 
 | 22,6
 
 | 20,3
 
 |   | фиксированные платежи
 
 | —
 
 | 
 
 | 2,6
 
 | 3
 
 | 2,5
 
 | 2,2
 
 |   | взносы свободного остатка прибыли
 
 | —
 
 | 62,1
 
 | 24,1
 
 | 28
 
 | 30,4
 
 | 27,4
 
 |   | отчисления от прибыли
 
 | 17,2
 
 | 35,6
 
 | 10,0
 
 | 11
 
 | 6,3
 
 | 5,6.
 
 |   | Оставлено в распоряжении предприятий и хозяйственных организаций
 
 | 9,9
 
 | 11,9
 
 | 36,4
 
 | 42
 
 | 48,1
 
 | 43,3
 
 |   | В том числе:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | направлено на капитальные вложения и формирование основного стада (в совхозах)
 
 | 3,3
 
 | 
 
 | 11,4
 
 | 13
 
 | 10,8
 
 | 9,7
 
 |   | отчислено в фонды экономического стимулирования
 
 | 1,5
 
 | 5,4
 
 | 12,5
 
 | 15
 
 | 19,0
 
 | 17,1
 
 |   | направлено на финансирование оборотных средств
 
 | 3,5
 
 | 12,6
 
 | 4,3
 
 | 5
 
 | 5,5
 
 | 4,9
 
 |  Государственный бюджет выполняет координирующую роль в единой системе советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления ее планомерности и расширения хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве (см. табл. 2).
 
 Табл. 2. — Удельный вес доходов Государственного бюджета СССР в произведенном национальном доходе
 
   | Государственный бюджет СССР (доходы), млрд. руб.
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1970
 
 | 1975
 
 |   | 77,1
 
 | 102,3
 
 | 156,7
 
 | 218,8
 
 |   | Удельный вес в произведенном национальном доходе, %
 
 | 53,2
 
 | 52,9
 
 | 54,1
 
 | 60,4
 
 |  Государственный бюджет органически связан с народно-хозяйственным планом и другими финансовыми планами и утверждается высшими органами государственной власти как закон. Государство через государственный бюджет осуществляет плановое распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями народного хозяйства, республиками и экономическими районами страны, концентрируя средства на наиболее важных направлениях общественного производства.
 
 Бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных средств, путем систематических проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.
 
 Социалистическое государство получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960—75 более 9/10 общего объема доходов бюджета) за счет доходов и накоплений социалистического хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путем уплаты налогов. Данные о составе и структуре доходов Государственного бюджета СССР см. в табл. 3.
 
 Решающая часть аккумулируемых государственным бюджетом ресурсов направляется на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Данные о составе и структуре расходов Государственного бюджета СССР приведены в табл. 4.
 
 Государственный бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему. Основные начала бюджетного устройства установлены Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик, Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (1959). Государственный бюджет СССР объединяет союзный бюджет и государственный бюджеты союзных республик. Бюджеты союзных республик объединяют республиканские и местные бюджеты (бюджеты автономных советских социалистических республик, краев, областей, районов, городов, поселков и сельские бюджеты). Всего государственный бюджет СССР объединяет около 50 тыс. видов бюджетов. Бюджетная система СССР базируется на общей системе доходов, имеет единую направленность расходов и строится на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Данные о структуре бюджетной системы СССР приведены в табл. 5.
 
 Табл. 3. — Доходы Государственного бюджета СССР
 
   | Доходы — всего
 
 | 8-я пятилет-
 ка (1966-1970)
 
 | В том числе 1970
 
 | 9-я пятилет-ка (1971-1975)
 
 | В том числе 1975
 
 | 8-я пятилет-
 ка (1966-1970)
 
 | В том числе 1970
 
 | 9-я пятилет-ка (1971-1975)
 
 | В том числе 1975
 
 |   | млрд. руб.
 
 | %
 
 |   | 651,0
 
 | 156,7
 
 | 948,9
 
 | 218,8
 
 | 100,0
 
 | 100,0
 
 | 100,0
 
 | 100,0
 
 |   | В том числе:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | Поступления от социалистического хозяйства
 
 | 593,8
 
 | 142,9
 
 | 863,5
 
 | 199,1
 
 | 91,2
 
 | 91,2
 
 | 91,0
 
 | 91,0
 
 |   | из них:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | налог с оборота
 
 | 214,1
 
 | 49,4
 
 | 299,3
 
 | 66,6
 
 | 32,9
 
 | 31,5
 
 | 31,5
 
 | 30,4
 
 |   | платежи из прибыли
 
 | 227,7
 
 | 54,2
 
 | 309,8
 
 | 69,7
 
 | 35,0
 
 | 34,6
 
 | 32,6
 
 | 31,9
 
 |   | средства государственного социального страхования
 
 | 35,5
 
 | 8,2
 
 | 49,8
 
 | 11,3
 
 | 5,5
 
 | 5,2
 
 | 5,2
 
 | 5,2
 
 |   | подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций
 
 | 5,9
 
 | 1,2
 
 | 7,2
 
 | 1,5
 
 | 0,9
 
 | 0,8
 
 | 0,8
 
 | 0,7
 
 |   | Поступления средств от населения
 
 | 57,2
 
 | 13,8
 
 | 85,4
 
 | 19,7
 
 | 8,8
 
 | 8,8
 
 | 9,0
 
 | 9,0
 
 |   | из них государственные налоги
 
 | 52,6
 
 | 12,7
 
 | 79,8
 
 | 18,4
 
 | 8,1
 
 | 8,1
 
 | 8,4
 
 | 8,4
 
 |  
  
 Табл. 4 — Расходы Государственного бюджета СССР
 
   | Расходы — всего
 
 | 8-я пятилет-
 ка (1966-1970)
 
 | В том числе 1970
 
 | 9-я пятилет-
 ка (1971-1975)
 
 | В том числе 1975
 
 | 8-я пятилет-
 ка (1966-1970)
 
 | В том числе 1970
 
 | 9-я пятилет-
 ка (1971-1975)
 
 | В том числе 1975
 
 |   | млрд. руб.
 
 | %
 
 |   | 642,5
 
 | 154,6
 
 | 933,2
 
 | 214,5
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 | 100
 
 |   | В том числе:
 
 На народное хозяйство
 
 | 293,6
 
 | 74,5
 
 | 467,1
 
 | 110,7
 
 | 45,7
 
 | 48,3
 
 | 50,0
 
 | 51,6
 
 |   | Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 23:04:04 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |  |  |