Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Словения

Словения (далее С) (Slovenija), Социалистическая Республика С (Socijalistička Republika Slovenija), республика в составе Югославии (СФРЮ), на крайнем С-З. страны, на З. граничит с Италией и на С с Австрией. Выход к Адриатическому морю в районе Триестского залива. Площадь 20,3 тыс. км2. Население 1,7 млн. человек (1971, перепись; словенцев 94%), на 1975—1772 тыс. человек. Официальный язык — словенский. Городского населения около 80%. Столица — Любляна. Другие крупные города: Марибор, Целе.

  С — социалистическая республика, добровольно объединившаяся с другими равноправными социалистическими республиками в союзное государство — СФРЮ. Действующая конституция принята в 1974. Высший орган власти — республиканская Скупщина, состоящая из 3 палат (Собор объединенного труда, Собор общин и Общественно-политический собор). правительство республики — Исполнительное вече Скупщины.

  Природа. С — преимущественно горная республика. На С-З. и С расположены хребты Восточных Альп (Похорье, Караванке, Савиньские Альпы, Юлийские Альпы с высшей точкой С и Югославии г. Триглав, 2863 м). На Ю. — северная окраина Динарского нагорья, в том числе известняковое плато Карст (Крас) с карстовым рельефом и всемирно известной пещерой Постойнска-Яма. Низменности — на З. у побережья Адриатического моря и на В. Климат на большей части С — умеренный, континентальный. В межгорных долинах средняя температура января 0, —2 °С, июля 18—19 °С, осадков 800—1200 мм (в горах местами свыше 2000 мм) в год. На побережье климат субтропический средиземноморский. Основные реки — Сава и Драва относятся к бассейна Дуная. Горные ледниковые (Блед) и карстовые озера. Леса (главным образом в горах) занимают 46% территории С Буковые и дубовые леса замещаются с высотой смешанными и хвойными лесами, субальпийскими и альпийскими лугами. Плато Карст покрыто скудной степной растительностью, вдоль побережья — средиземноморские кустарниковые сообщества.

  В. В. Бодрин.

  Исторический очерк. Территория С в древности была заселена кельто-иллирийскими племенами; в 1 в. до н. э. захвачена Римом (подверглась сильной романизации), в 6—7 вв. заселена славянами — словенцами (занимали территорию значительно более обширную, чем территория современной С). В 7 в. образовалось раннефеодальное государство — Карантания, попавшее около 745 в зависимость от Баварии (в это же время начало насильственно распространяться христианство немецкими миссионерами), затем (788) — от Франкского государства; с его распадом (843) — в составе Восточно-Франкского королевства (позднее — 9—11 вв.— время окончательного установления феодальных отношений (феодалы были немцами, крестьяне — главным образом словенцами), немецкой колонизации словенских земель, особенно интенсивной в 11—13 вв. В 11—13 вв. на территории, заселенной словенцами, образовался ряд феодальных княжеств, входивших в состав "Священной Римской империи"; Каринтия, Штирия, Крайна (основная территория современной С), Горица, Истрия. В 1282 захват словенских земель начали Габсбурги, распространившие к началу 16 в. свою власть на все словенские земли; С оказалась в составе многонациональной Австрийской монархии. С середины 15 в. территория С стала подвергаться турецким набегам. Усиление феодального гнета в конце 15—16 вв., переплетавшегося с национальным гнетом, привело к ряду крестьянских восстаний (1478, 1515, 1573 и др.). В 16 в. в горной промышленности С начали зарождаться раннекапиталистические отношения. Тогда же в городах распространилось реформационное движение, носившее в основном дворянско-бюргерский характер (было подавлено Габсбургами в начале 17 в.). Со 2-й половины 18 в. начался экономический подъем, ему благоприятствовал ряд реформ, проведенных Марией Терезией и Иосифом (ограничение барщины, частичная отмена личной зависимости крестьян и др.). В 1809—14 большая часть территории С (с Любляной) входила в состав Иллирийских провинций, зависимых от наполеоновской Реформы, проведенные здесь французскими властями, способствовали развитию капиталистических отношений. С 1814—15 словенские земли вновь в составе габсбургской Австрийской империи (после ее преобразования в 1867 в Австро-Венгрию включены в состав ее австрийской части — Цислейтании). Развитие капиталистических отношений способствовало возникновению и развитию словенского национального движения, центром которого стала Крайна. Во время Революции 1848—49 словенские либералы выдвинули т. н. программу Объединенной Словении, предусматривавшую объединение словенских земель в единое административно-политическое целое, равноправие словенского языка и др. Антифеодальные выступления словенских крестьян весной — летом 1848 не слились с борьбой либералов за национальные права (либералы не поддержали главного крестьянского требования — отмены феодальных повинностей без выкупа). Ликвидация феодальных отношений после Революции 1848—1849 открыла путь быстрому развитию капитализма в словенских землях; уже к середине 19 в. они по уровню развития промышленности значительно превосходили другие югославянские территории. В 50—60-е гг. усиливается национальное движение; в концу 60-х гг. оно распалось на два лагеря: старословенцев, придерживавшихся принципа безусловной верности Габсбургам и католицизму, и младословенцев, которыми была вновь выдвинута программа Объединенной Словении и многие из которых явились сторонниками югославянских и всеславянских идей. В 1869 в Любляне возникло Рабочее просветительское общество — первая самостоятельная организация пролетариата С В 1896 была образована Югославянская социал-демократическая партия (ЮСДП). Среди части рабочих распространилось влияние христианского социализма. Возникли буржуазные партии: в 1892 клерикальная Словенская народная партия (СНП), распространившая свое влияние среди широких масс крестьян; в 1894 либеральная Национально-прогрессивная партия. Под влиянием русской Революции 1905—07 в Любляне, Трбовле, Идрии и других городах прошли массовые манифестации с требованием всеобщего избирательного права. В период 1-й мировой войны 1914—18 руководство буржуазных словенских партий поддерживало правительство Австро-Венгрии. Октябрьская революция 1917 в России активизировала словенское революционное движение (антивоенные демонстрации в Любляне, Есенице, Трбовле, забастовки, восстания в словенских полках). В буржуазных партиях победили сторонники образования объединенного югославянского государства. 29 октября 1918 Народное вече в Загребе, представлявшее словенскую, хорватскую и сербскую буржуазию (председатель вече — лидер СНП А. Корошец), объявило об отделении югославянских земель от Австро-Венгрии; 1 декабря они объединились с Сербией в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия). Версальская система мирных договоров оставила за пределами вновь созданного государства (в Италии, Австрии) часть земель, населенных словенцами. Годы революционного подъема 1919—20 ознаменовались в С крупными выступлениями пролетариата в защиту Советской России, под лозунгами демократизации государственной и общественной жизни. Осенью 1919 возникли коммунистические группы в Любляне, Кочевье, Трбовле; в 1920 они влились в компартию Югославии (КПЮ, основана 1919). У власти в С стояла СНП, требовавшая у югославского правительства больших прав для словенской буржуазии. После государственного переворота 1929 все политические партии были запрещены (КПЮ в подполье с 1921).

  В 30-е гг. рабочий класс С, наиболее экономически развитой (наряду с Хорватией) части Югославии, находился в первых рядах борьбы югославского пролетариата (забастовка горняков 1934 в Трбовле, забастовка 14 тыс. текстильщиков С в 1936 — самая крупная забастовка в Югославии предвоенного десятилетия). В 1937 была образована (в рамках КПЮ) компартия С В результате фашистской агрессии против Югославии (апрель 1941) С была оккупирована, а затем разделена между Италией (южная часть с Любляной) и (северная часть с Марибором). 27 апреля 1941 в Любляне был создан Освободительный фронт С, в который вошли коммунисты, христианские социалисты, представители демократической интеллигенции. Начавшаяся в июле 1941 освободительная война словенского народа (днем начала вооруженного восстания в С против оккупантов и их пособников считается 22 июля; отмечается как День восстания народа С) явилась общей частью Народно-освободительной войны в Югославии 1941—45. Полностью С была освобождена Народно-освободительной армией Югославии к 15 мая 1945. Решением Парижской мирной конференции 1946 была воссоединена с Югославией большая часть территории, населенной словенцами, но входившей с 1918 в состав Италии. После освобождения страны и провозглашения 29 ноября 1945 Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) С стала одной из 6 народных республик в ее составе. Положение и суверенные права Народной республики С (НРС) как равноправного члена федерации закреплены конституцией ФНРЮ (январь 1946) и конституцией НРС (январь 1947). В соответствии с конституциями Югославии и С (1963 и 1974) С — социалистическая республика в составе СФРЮ. В С, как и во всей Югославии, были проведены глубокие революционные преобразования, осуществляется строительство социализма (см. Югославия, раздел Исторический очерк). Ведущей идейной и политической силой в строительстве социализма является Союз коммунистов Югославии (СКЮ). В С действуют как составная часть СКЮ — Союз коммунистов С и как составная часть Социалистического союза трудового народа Югославии Социалистический союз трудового народа С

  И. В. Чуркина.

  Хозяйство. С — экономически наиболее развитая республика Югославии. В 1971 промышленность дала 42% от общественного валового продукта (торговля — 19,5%, сельское хозяйство — 11,5%, строительство — 8,4%). Из общего количества экономически активного населения (837 тыс. человек в 1971) в промышленности, ремеслах и строительстве занято свыше 43%, в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве — около 30%, на транспорте — 4,5%, в торговле и других отраслях обслуживания— около 4%. Промышленное производство С разнообразно. Энергетическая база — каскады ГЭС на рр. Драва, Сава и Соча (15% производства электроэнергии СФРЮ) и ТЭС на буром угле (Велене, Трбовле, Шоштань). Добыча полиметаллических руд (Межица, Шоштань, Камник), бокситов (в Юлийской Крайне), (Камник), (Идрия, 3-й по величине рудник в мире). Развита черная (заводы в Есенице, Равне, Шторе) и цветная (выплавка в Межице и в Кидричево) металлургия. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, в том числе автомобилестроение (Марибор), электротехника (Любляна, Крань). Значительна текстильная, деревообрабатывающая, пищевая, полиграфическая промышленность. Главные промышленные центры — Марибор, Любляна, Крань, Целе, Копер. В сельском хозяйстве используется около половины территории С Главные районы земледелия — долины рр. Драва, Мура, Лендава и межгорные котловины и в особенности равнинный Восток республики. Пашня занимает 53% с.-х. угодий, сады (особенно яблоня и груша) и виноградники — 8%, луга и пастбища — 39%. Возделывают зерновые (пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овес), картофель (24% общеюгославского сбора), хмель, цикорий, свеклу, лен. Поголовье (в тыс., 1973): крупного рогатого скота — 551 — 447, овец — 24, лошадей — 40.

  Международный туризм (центры — гг. Любляна, Марибор, Постойна, Поргорож — на Адриатическом море). Через С проходят ж.-д. линии, связывающие Югославию с Италией и Австрией, шоссе Гориция — Любляна — Загреб — Белград.

  В. В. Бодрин.

  Культурное строительство и здравоохранение. В 1971 грамотность населения составляла 97,5%. Основным видом школы является восьмилетка. В 1973/74 учебном году в 8-летних школах обучалось свыше 216 тыс. учащихся. Полное среднее образование дают гимназии. В 1973/74 учебном году в 36 гимназиях обучалось свыше 15 тыс. учащихся. Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, с.-х., технические и другие специальные школы (в 1973/74 свыше 95 тыс. учащихся). В 1974/75 в 26 вузах обучалось свыше 26 тыс. студентов. Университет в Любляне (основан в 1595, современный открыт в 1919).

  Большинство научных организаций находится в Любляне. Высшее научное учреждение республики Словенская академия наук и искусств (основана в 1921 как научное общество, с 1938 — академия, реорганизована в 1945) объединяет 5 отделений, свыше 10 НИИ (истории, языка, биологический, им. Б. Кидрича, изучения пещер в Постойне и др.). Работают также НИИ др. ведомств: геологический (с 1946), охраны памятников природы и истории (с 1913, восстановлен после 2-й мировой войны в 1945), истории рабочего движения (с 1959) и др., региональные научные и культурно-просветительские общества: математиков, физиков и астрономов (с 1949), словенское историческое (1839), Матица словенская (1864) и др. Ряд исследовательских подразделений имеется при Люблянском университете — институт ядерной энергии им. И. Стефана (с 1947, федерального подчинения) и др. В 1974 в С работало 168 народных библиотек, 295 научных и специальных библиотек, 94 музея.

  В С выходят 3 ежедневные газеты и свыше 20 еженедельных газет, журналов и др. периодических изданий. Словенские издательства выпускают около 1200 книг и брошюр в год. Центральный печатный орган — ежедневная газета "Дело" ("Delo", основана в 1959), выходит в Любляне, орган Социалистического союза трудового народа С, тираж (1975) 94,7 тыс. экз.

  Помимо национального радио и телевидения, действуют 12 местных радиостанций. Радиовещание в Любляне с 1928, телевидение с 1958.

  В 1972 было 31 больничное учреждение на 14,4 тыс. коек, свыше 1,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений; работали 1,4 тыс. врачей, свыше 2 тыс. стоматологов. Горноклиматические курорты Блед, Бохинь, Краньска-Гора, приморские — Порторож, Пиран, Изола.

  Литература. Зачатки письменности, появлению которой предшествовал богато развитый фольклор, относятся к 10 в. (Брижинские отрывки религиозного содержания). Начавшаяся в 8 в. страны замедлила развитие словенского литературного языка, который до эпохи Реформации заменялся латынью и немецким языком. Священник-протестант П. Трубар (1508—86) разработал словенскую азбуку, издавал религиозную литературу на словенском языке. В 18 в. под влиянием идей Просвещения начинает развиваться светская литература (М. Похлин и др.). На рубеже 18—19 вв. развитие литературы ускоряется в связи с процессом национального возрождения. Демократическая направленность отличает драматургию А. Т. Линхарта (1756—1795), патриотические идеи несет в себе поэзия В. Водника (1758—1819). В 20-х гг. 19 в. в словенской литературе утверждается романтизм. Возрастает интерес к фольклору; совершенствуется литературный язык. Значительным явлением словенской и европейской литературы в целом стало творчество Ф. Прешерна (1800—49; "Поэзия", 1847). Формирование реалистического направления начинается в 60-е гг. Возрастает значение прозы и литературной критики. Сближение литературы с жизнью народа составляет пафос творчества Ф. Левстика (1831—87; "Мартин Крпан с Верха", 1858). Родоначальник словенского исторического романа — И. Юрчич (1844—81; "Десятый брат", 1866—67, и др.). К углубленному психологизму стремится Я. Керсник (1852—97; "Цикламен", 1883, "Крестьянские картины", 1882—91). Реалистические тенденции проникают в поэзию романтиков С Енко (1835—69) и С Грегорчича (1844—1906). Поэт-реалист А. Ашкерц (1856—1912) насыщает свое творчество идеями борьбы против социального и духовного гнета, вводит в поэзию образ пролетария ("Старая правда", 1888; "Из песенника неизвестного бедняка", 1896). Под его влиянием возрастает интерес к русской литературе.

  На рубеже 19—20 вв. возникают натурализм (Ф. Говекар, 1871—1949, А. Крайгер, 1877—1959, и др.) и т. н. словенский модерн (И. Цанкар, 1876—1918, О. Жупанчич, 1878—1949, Д. Кетте, 1876—99, И. Мурн-Александров, 1879—1901, и др.), в котором реализм переплетается с элементами импрессионистической и символистской поэтики. Основы пролетарской литературы заложил Цанкар ("Для блага народа", 1901; "Король Бетайновы", 1902; "На улице бедняков", 1902; "Батрак Ерней и его право", 1907). Крупнейшее достижение словенской поэзии начала 20 в. — лирика Жупанчича ("По равнине", 1904; "Монологи", 1908, и др.). Значительным явлением словенской прозы стало творчество Ф. Финжгара (1871—1962; "Под свободным солнцем", 1906—07, и др.).

  С включением С в состав югославского государства (1918) развитие литературы становится более интенсивным. В 20-е гг. формируется революционное крыло литературы, главным образом в поэзии и публицистике (С Косовел 1904—26; М. Клопчич, р. 1905; Т. Селишкар, р. 1900; Б. Крефт, р. 1905, и др.). Зарождается марксистская критика (В. Мартеланц, 1905—43). Главенствующим направлением словенской литературы становится экспрессионизм, представленный тремя течениями: революционное (поэтика которого включала сильные реалистические черты), анархический "космизм" (А. Подбевшек, р. 1898; М. Ярц, 1900—42), католическое (А. Водник, 1901—65; Э. Коцбек, р. 1904; И. Прегель, 1883—1960, и др.). Реалистическое направление возглавляют крупные прозаики Ф. Бевк (1890—1970; "Небесные знамения" 1927—29, и др.), Ю. Козак (1892—1964, "Шентпетер", 1924—26), Финжгар и др. Многие поэты развивают традиции словенского модерна (Жупанчич, Ф. Альбрехт 1889—1964; А. Градник, 1882—1967 И. Груден, 1893—1948, и др.).

  Консолидация прогрессивных сил в борьбе против монархо-фашистской диктатуры в начале 30-х гг. определила новый подъем реализма. В литературных журналах видную роль играли коммунисты. Марксистская критика (Б. Зихерл, 1910—76; И. Брнчич, 1912—43; Крефт и др.) раскрывала ущербность декадентских течений, обосновывала преимущества реалистического метода. Реалистическая проза шире и острее трактует социально-политическую проблематику. Особое значение приобретают документальные жанры (очерки Ю. Козака, Крефта и др.), развиваются социально-психологическая (Ф. Козак, 1894—1957, Крефт, Брнчпч) и историческая драма (Крефт, "Цельские графы", пост. 1932, опубл. 1955, и др.). Формируется "новый", или "социальный", реализм с революционной направленностью: Прежихов Воранц (1893—1950; "Самородки", 1940; "Добердоб", 1929, опубл. 1940; "Пожганица", 1939),

  М. Кранец (р. 1908; "Ось жизни", 1935, и др.), Ц. Космач (р. 1910), А. Инголич (р. 1907), И. Потрч (р. 1913).

  В период фашистской оккупации большинство словенских литераторов участвовали в народно-освободительной борьбе, многие были узниками фашистских концлагерей. Ведущим родом литературы становится поэзия, особенно патриотическая лирика (Жупанчич, М. Бор, р. 1913; К. Дестовник-Каюх, 1922—44, и др.). В 40 — начале 50-х гг. появляется ряд значительных произведений, отразивших подвиг народа в войне и строительство социалистического общества (лирика И. Минатти, р. 1924, Ц. Випотника, 1914—72, проза Краньца, Космача, Ю. Козака, проза и драматургия Потрча). В середине 50-х гг. возникают модернистские течения. Конфликт между личностью и обществом, трактуемый с позиций экзистенциализма, составил содержание творчества прозаиков В. Кавчича (р. 1932), П. Зидара (р. 1932), С Вуги (р. 1930) и др., поэтов Д. Зайца (р. 1929), Г. Стрниши (р. 1930), Т. Шаламуна (р. 1941) и др., драматургов Д. Смоле (р. 1929), П. Божича (р. 1932).

  Современный этап словенского реализма характеризуется углублением психологического анализа, усложнением композиции, плюрализмом идейных позиций. Критический подход к негативным явлениям действительности сочетается с утверждением гуманистических идеалов (проза Краньца, М. Михелич, р. 1912, поэзия Я. Менарта, р. 1929, "Семафоры молодости", 1963, и др.). Этическое наследие освободительной борьбы является нравственным идеалом и критерием оценки действительности для многих реалистов (проза Б. Зупанчича, р. 1925, "Поминки", 1957; Потрча, "Встреча", 1962; К. Грабельшака, р. 1906, "Боль", 1972; поэзия Л. Кракара, р. 1926, и др.). В 70-е гг. оживляется реалистическая критика (И. Видмар, р. 1895).

  Е. И. Рябова.

  Архитектура и изобразительное искусство. На территории С найдены схематичные костяные фигурки эпохи палеолита, остатки наземных, в том числе свайных, построек, керамические сосуды с гравированным геометрическим орнаментом эпохи неолита (4—3-е тыс. до н. э.). В эпоху бронзы (конец 3-го — начало 1-го тыс. до н. э.) С заселили племена иллирийцев и венетов; рядом с их поселениями, окруженными валами и рвами, располагались некрополи, в которых найдены близкие к искусству этрусков бронз, статуэтки, оружие, украшения, ситулы с рельефными культовыми и бытовыми сценами. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. возникли кельтские поселения (Целея, ныне Целе), в 1 в. до н. э. — 4 в. н. э. — древнеримские города (Эмона, ныне Любляна; Петовио, ныне Птуй) с укреплениями, храмами, акведуками, статуями. К эпохе переселения народов, (4—7 вв.) относятся художественные изделия готов, лангобардов и заселивших С в 6—7 вв. славян. В слав. некрополях 9—12 вв. найдены височные кольца, фибулы, серьги, браслеты с геометрическим и зооморфным узором (гравировка, чеканка, эмаль).

  В 8 в. с принятием католичества началось строительство каменных церквей. В 12—13 вв. строились монастыри с 3-нефными базиликами (Стична, 1136—56, Костаневица, начата в 1234), однонефные церкви (в Юрклоштере, 1227) и ротонды (баптистерий в Копере, 13 в.) в романском стиле; капители украшались резным орнаментом, тимпаны перспективных порталов — рельефами. Феодалы строили донжоны и небольшие замки с дворцом и капеллой. Городские поселения, выраставшие на месте античных (Любляна, Птуй, Целе), сохраняли их регулярный план. В готический период (13—16 вв.) города бурно растут, их окружают каменные стены с башнями и воротами. В центральной С преобладают 2-этажные городские дома с узкими фасадами, в городах Адриатического побережья (Копер, Пиран) под венецианским влиянием строятся 3-этажные дворцы с парадными залами и 2—3-частными стрельчатыми окнами. Распространяются 3-нефные готические зальные церкви (пресбитерий церкви богоматери в Црнгробе, 1521—24, архитектор Юрко Стрейт), также 2-нефные и совсем простые однонефные с плоским потолком. Массивные гладкие стены, укрепленные контрфорсами, прорезаны высокими окнами; возводятся многоярусные башни (в Мартянци, около 1392, Сольчаве, 1461—85), звездчатые и сетчатые своды расписываются орнаментом (церковь в Шент-Руперте, около 1482—1497). Кроме рельефов в тимпанах, резных консолей и замковых камней появляются алтари со статуями и рельефами и деревянная скульптура ("Богоматерь", 3-я четверть 14 в., церковь в Сольчаве). Линейно-плоскостный стиль росписи 1-й половины 14 в. (в Турнище, в Свети-Янезе на Бохиньском оз.) сменяется под итальянским влиянием более объемными изображениями, полными наивной живой непосредственности (в Мартянци, 1392, мастер Янез Аквила). Росписи Янеза Люблянского в Високо (1443) и Муляве (1456) выделяются лиризмом, интересом к простому народу, к бытовым деталям и пейзажу. Евангельские события часто изображаются как сцены крестьянской жизни (росписи в Црнгробе, 1453, мастер Вольбенк). Хоры сельских церквей сплошь расписываются красочными орнаментами и наивно-выразительными фигурами (церковь в Сухе, близ Шкофья-Локи, середина 15 в.).

  В 16 в. появляются элементы регулярного градостроительства, в замках, городских домах, ратушах с башенками ("вечницах") — ренессансные балконы, эркеры, лоджии, арочные галереи, ордерные порталы (портал ратуши в Мариборе, 1565; дворец "Новая грофия"в Целе, 1580). Черты Возрождения проявились в резных алтарях, рельефных эпитафиях; росписи церквей в Крижна-Горе (1502) и Свети-Приможе-над-Камником (1504, около 1520) соединяют праздничность, увлечение повествованием, жанровыми деталями характерность образов с пространственностью, элементами перспективы. Появляются портрет и светская декоративная живопись (плафон "Новой грофии" в Целе, около 1600), отразившая венецианское влияние. В 17 в. развивается, а в 18 в. достигает расцвета барокко: однонефные церкви с боковыми капеллами и куполом (церковь св. Якоба, 1613—15, и собор святого Николая, 1700—07, в Любляне), 8- (в Шмарна-Горе, 1711—12, архитектор Г. Мачек) или овальные в плане (в Поляне, 1720, архитектор Г. Мачек), с вогнутым фасадом и башней (в Горни-Граде, 1757—63, архитектор М. Перский); церкви, дворцы (Швейгера в Любляне, около 1755), ратуши (в Любляне, 1717—18, архитектор Г. Мачек) украшаются статуями, лепкой, росписями. В скульптуре выделяются динамичные мраморные композиции Ф. Роббы ("Фонтан словенских рек" в Любляне, 1751), пышные деревянные "золотые алтари", в живописи — эффектные стенные росписи и алтарные картины Ф. Еловшека, В. Метцингера, Ф. Берганта, писавшего также остроиндивидуальные портреты и жанровые картины. Разнообразны изделия из металла (решетки, ворота) и дерева (кафедры, исповедальни, мебель), керамика (изразцы, майоликовая посуда).

  Классицизм конца 18 — 1-й половины 19 вв. проявился в реконструкции площадей Любляны, в скромных интимных городских и сельских зданиях 2-й четверти 19 в.; классицизм и романтизм переплетаются в жанровых рисунках Ф. Кавчича, пейзажах Л. Янши, портретах М. Лангуса, в жанрово-портретных в духе бидермейера композициях И. Томинца. Во 2-й половине 19 в. сооружаются общественные здания в духе исторических стилей, в начале 20 в. в стиле "модерн" (архитектор М. Фабиани). В 1920—30-х гг. в постройках И. Плечника, И. Вурника, В. Шубица использование национальных традиций, местных материалов, народных орнаментов сочеталось с нарастающим стремлением к функциональной оправданности и простоте форм. Любляна и другие города частично реконструировались, но сохранялись устаревшая застройка и трущобы. В искусстве 19 в. прогрессивные тенденции искусства С связаны с патриотическими памятниками скульпторов А. Гангля и И. Зайца, с поэтическими пейзажами А. Карингера, интимными жанровыми картинами и портретами братьев Ю. и Я. Шубиц, реалистическими пленэрными произведениями известного педагога А. Ажбе. В начале 20 в. его ученики И. Грохар, М. Стернен, М. Яма, Р. Якопич (группа "Сава") писали в светлой импрессионистической гамме национальные пейзажи со сценами крестьянского труда. Х. Смрекар, М. Гаспари, И. Вавпотич (группа "Весна") в поисках национального своеобразия искусства обращались к фольклору, к символике и стилизации. С конца 1910-х гг. драматическая экспрессия, социально-критические настроения проявились в живописи и графике Ф. Тратника, В. Пилона, братьев Ф. и Т. Краль. В 1920—30-х гг. работали крупные разносторонние мастера реалистической живописи и графики (Г. А. Кос, Б. Якац, Ф. Михелич) и скульпторы (Ф. Бернекер, Л. Долинар, братья Б. и З. В годы народно-освободительной борьбы 1941—45 Якац, Михелич и другие выполняли карикатуры, графические изображения партизанской борьбы.

  После 1945 строятся новые города с выразительной свободной планировкой (Велене, конец 1940-х — 1950-е гг., архитектор Я. Тренз), промышленные районы, жилые комплексы, общественные центры, больницы, школы, детские сады. Развернулась реконструкция городов (Любляна, приморские курорты Копер и Пиран и др.). Для общественных и жилых (протяженных малоэтажных и башенных) зданий С характерны строгие простые компактные формы, функциональная целесообразность плана и вместе с тем пластичность, интерес к национальному своеобразию, использование наряду со сборным и монолитным местного камня, кирпича, дерева, пластиков, а также скульптуры, мозаики, фрески (реконструкция района Крижанка, 1956, архитектор И. Плечник, спортивный зал "Тиволи", 1965, архитектор М. Божич, район Фарантово Поле, 1966—68, архитектор Э. Равникар, — все в Любляне).

  Несмотря на распространение формального экспериментирования (скульпторы Я. Савиншек, С Тихец, живописец Я. Берник), ведущую роль сохранило искусство, посвященное революционной и народно-освободительной борьбе, жизни народа (скульпторы Л. Долинар, братья Ф. Смерду, К. Путрих, Д. Тршар; живописцы Г. А. Кос, Б. Якац, С Пенгов). Остроэкспрессивны портреты Г. Ступицы, фольклорной сказочностью проникнуты работы Ф. Михелича. Выделяются также мозаики М. Прегеля, витражи С Крегара.

  В народном зодчестве приморских областей преобладают каменные дома, крытые черепицей и шифером, в восточных и приальпийских — деревянные и глинобитные, крытые соломой и гонтом. Входные галереи в северных районах часто украшаются резьбой. Распространены поливная желтая и зеленая керамика, шитье и вышивка и аппликация на коже, резьба по дереву, живопись на стекле.

  Музыка. В словенском музыкальном фольклоре бытуют лирические, шуточные, свадебные песни и старинные баллады. В альпийских, приморских и восточных районах С распространено многоголосное пение, в юго-восточных районах обрядовые песни, т. н. коледы, исполняются преимущественно одноголосно. Народная музыка диатонична (см. Диатоника), преобладает мажор. Для народных песенных мелодий характерны переменный метр, сложный ритм. Профессиональное музыкальное искусство развивается с 15 в.; создаются церковные хоры, певческие школы, цехи городских трубачей. Выдвигаются композиторы Б. Праспергиус, Ю. Слатконя (основатель венской придворной капеллы), Я. Галлус-Карниолус, мастер духовной и светской хоровой полифонической музыки (все они работали главным образом вне С), в творчестве которых отразилось влияние религиозной драмы с музыкальными интермедиями (исполнялись иезуитами), протестантского церковного пения. В 17 в. среди канторов-органистов выделяются композиторы Г. Плавец (Плаутц), Я. К. Долар, И. Пош (Похиус) — авторы вокальных и инструментальных сочинений, в которых ощутимо воздействие итальянской оперной музыки (итальянские оперные спектакли давались в Любляне с 1660). Активизации творчества словенских композиторов способствовали созданные в Любляне Филармоническая академия (с 1701), Сословный театр (с 1765), Филармоническое общество (с 1794, при нем в 1816 открылись инструментальные и певческие классы, позднее преобразованные в музыкальную школу), музыкальные классы при педагогическом училище (с 1815). Среди композиторов С конца 17 — начала 19 вв. — Я. Ю. Хочевар и М. Чадеж (музыка к католическим представлениям), Я. Б. Хеффер и М. Омерза (оратории), Я. Зупан ("Белин" — первая опера на словенском языке, 1780 или 1782), Я. Новак (музыка к комедии А. Т. Линхарта по Бомарше "Веселый день, или Матичек женится", 1790), Л. Долинар и Г. Рихар (в их сочинениях наметились национальные черты). Под влиянием национально-освободительного движения в 19 в. композиторы стремились к утверждению национального музыкального искусства. Черты национального стиля, проявившиеся в сочинениях М. Вилхара и Ю. Флейшмана, Г. и К. Машеков, Б. Поточника, развивавших жанр массовой патриотической песни (середина 19 в.), усилились у композиторов романтического направления Б. Ипавца, Д. Енко (первые романсы и хоры на словенские тексты) и др. Утверждению национального искусства способствовало музыкальное общество "Глазбена матица" (с 1872, Любляна), объединившее музыкантов С Оно издавало произведения словенских композиторов, открыло музыкальную школу (1882), организовало хор (1891), симфонический оркестр (Словенская филармония, 1908—13). Национальные оперы и оперетты ставились в Словенском театре (с 1892). В конце 19 — начале 20 вв. оперную и оркестровую музыку писали Ф. Гербич, А. Ферстер (опера "Гореньский соловей"). Важную роль в развитии музыки начала 20 в. сыграл журнал "Novi akordi" (1901—1914), вокруг которого объединились многие композиторы, крупнейшие — Г. Крек, Э. Адамич, Р. Савин (оперы "Прекрасная вида", "Матия Губец" и др.), А. Лайовиц (симфоническая поэма "Песня осени", "Псалом" и другие хоровые сочинения). После образования Югославии появился ряд музыкальных организаций и учебных заведений, реорганизованы старые — люблянская музыкальная школа преобразована в консерваторию (1919; с 1924 — Государственная консерватория, с 1939 — Академия музыки). В Любляне работали Музыкально-исторический институт (с 1934), филармония (1936—41). Основоположник современной национальной композиторской школы — С Остерц. В 1920—30-е гг. развивается творчество В. Мирка, М. Козины, М. Когоя (опера "Черные маски", по Л. Н. Андрееву), в 1930—40-е гг. — Б. Арнича, М. Бравничара. В народной Югославии созданы Словенская филармония (1947; с симфоническим оркестром и хором), хор и оркестр легкой музыки при люблянском Радио и телевидении, институт музыковедения при Люблянском университете. Выходит журнал "Slovenska glasbena revija". Организованы музыкальные коллективы в Мариборе, Осиеке и других городах. Среди современных музыкантов — композиторы Д. Швара, П. Рамовш, И. Петрич; музыковеды Д. Цветко, А. Риявец, Ф. Маролт; дирижеры Б. Лесковиц, С Хубад, З. Циглич, Д. Жебре; пианисты и композиторы М. Липовшек, П. Шивиц; скрипач И. Озим; певцы Р. Францл, Л. Корошец, певица В. Буковец.

  И. М. Ямпольский.

  Театр. Первые театральные представления в С — "школьная драма" и мистерии на нем. и лат. языках, показанные в 17 в. С 1721 в г. Шкофья-Лока исполнялись мистерии, написанные на словенском языке монахом Ромуальдом (Л. Марушич). Светский театр возник в 1-й половине 17 в. (немецкие и итальянские бродячие труппы, разыгрывавшие комедии, исторические драмы во дворцах знатных горожан и на площадях). В 1765 в Любляне открылся Сословный театр, где на немецком языке ставились пьесы А. Иффланда, А. Коцебу, с начала 19 в. — Ф. Шиллера, У. Шекспира и исторические драмы словенских авторов, написанные на нем. языке ("Тетра" Б. Зупанчича и др.). В 1789 в Сословном театре словенские актеры-любители исполнили первую словенскую пьесу "Мицка — дочь жупана" А. Т. Линхарта (по мотивам нем. пьесы И. Рихтера). Комедия Линхарта "Веселый день, или Матичек женится" (по мотивам "Женитьбы Фигаро" П. Бомарше) была известна в списках, но не была поставлена по цензурным условиям. После Революции 1848—49 в Любляне и других городах возникают многочисленные любительские кружки при словенских читальнях. В их репертуаре — переделки современных немецкой и чешской драматургии, пьесы Линхарта. В 1867 в Любляне писатель Ф. Левстик основал Театральное общество, ставившее спектакли в Сословном театре (позднее — в помещении городской читальни); в репертуаре были бытовые комедии словенских авторов Ф. Целестина, Я. Керсника, Я. Алешовца. При Театральном обществе работала драматическая школа, издавались пьесы (серия "Словенская Талия"). В 1892 в Любляне был открыт Словенский театр. Первые профессиональные актеры С (И. Борштник, З. Борштник-Звонарьева, И. Нолли. А. Данило-Церар, А. Веровшек и др.) сочетали в своем творчестве романтические и реалистические тенденции; первые режиссеры — И. Борштник, затем Р. Инеман. Для дальнейшего развития театра С большое значение имела отечественная драматургия: исторические трагедии и реалистические пьесы Левстика, И. Юрчича, И. Стритара, отмеченные натуралистическими тенденциями драмы З. Кведер, Э. Кристана. Последний ввел в словенскую драматургию тему борьбы рабочего класса за свои права ("Верность", 1897). Важным этапом для театра С стала драматургия И. Цанкара ("Король Бетайновы", "Для блага народа", "Холопы"), которая отличается острой социальной тематикой, антибуржуазной направленностью, высокими художественными достоинствами.

  В период между 1-й и 2-й мировыми войнами заново сформировалась труппа Словенского национального театра, начал работать театр в Мариборе, появилась профессиональная режиссура. Много сделал для развития словенского театра режиссер Б. Гавелла, поставивший в 1931—34 в Словенском национальном театре пьесы М. Крлежи, произведения У. Шекспира, Мольера и др.; в театре работали также режиссеры Б. Крефт, С Ян, О. Шест, Ц. Дебевец, позже — Б. Ступица; среди ведущих актеров Х. Нучич, И. Левар, М. Вера, М. Скрбиншек, М. Наблоцкая, М. Данилова. Во время 2-й мировой войны 1939—45 в партизанских отрядах выступали группы профессиональных актеров, драматург М. Бор создал пьесы о подпольщиках-коммунистах.

  В 1945 после освобождения от фашистской оккупации возобновляется деятельность театров в Любляне, Мариборе. Создано несколько новых театров, в том числе Городской театр в Любляне. В Словенском национальном театре в первые послевоенные годы работали режиссеры Гавелла, Б. Ступица, Ф. Делак, актеры Савка Север, Стане Север, В. Скрбиншек, В. Юван и др. В 1969 драматическая труппа Словенского национального театра гастролировала в СССР. В середине 70-х гг. в составе труппы — режиссеры Б. Крефт, М. Корун, Ж. Петан; актеры Ш. Дролчева, Д. Почкаева, М. Потокарьева, Б. Краль, Б. Сотлар, Ю. Соучек и др. Репертуар театра составляют словенская и зарубежная классика, пьесы современных словенских драматургов Б. Крефта, И. Потрча, М. Бора, драматургия А. П. Чехова, М. Горького. В 1974 сов. режиссер А. А. Гончаров поставил в этом театре "Дети Ванюшина" Найденова. В Любляне работает Академия театрального искусства (с 1945), Словенский театральный музей, издающий с 1965 "Документы Словенского театрального музея".

  Н. М. Вагапова.

 

  Лит.: История Югославии, т. 1—2, М., 1963; Grafenauer В., Zgodovina slo-venskega naroda, zv. 1—5, Ljubljana, 1954—1962; Gestrin ., Melik ., Slovenska zgodovina od konca osemnajstega stoletja do 1918, Ljubljana, 1966; Mikuž М., Pregled zgodovine narodnoosvobodilne borbe v Sloveniji, kn. 1—2, Ljubljana, 1960—61; Бодрин В. В., Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая характеристика, М., 1970; Statistički godišnjak Jugoslavije. 1973, Beograd, 1974; Марковић Jobaћ, Географске области Социалистичке Федеративне Републике Jyroслaвиje, Београд, 1970; Пыпин А. Н. и Спасович В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1—2, СПБ, 1879—81; Кравцов Н. И., Основные тенденции развития словенской литературы конца XIX — начала XX в., в сборнике: Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970; Рябова Е. И., Основные направления в межвоенной словенской литературе, там же; Slovenska književnost, 1945-1965, t. 1—2, Ljubljana, 1967; Zgodovina slovenskega slovstva, t. 1—6 Ljubljana, 1956—69; Slodnjak A., Slovensko slovstvo, Ljubljana, 1968; Prijatelj J., Slovenska kulturnopolitična in slovstvena zgodovína, t. 1—5, Ljubljana, 1955—66; Vidmar J., Literarne kritike, Ljubljana, 1951; Boršnik M., Študije in fragmenti, Maribor, 1962; Алешина Л. С, Яворская Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973; Stele .; Oris zgodovine urnetnosti pri slovencih, 2 izd., Ljubljana, 1966; Вагапова Н., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Солнцева Л., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Repertoar slovenskih gledališč, 1867—1967, Ljubljana, 1967.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 07:06:32