| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автомобильная промышленность |  | Автомобильная промышленность (далее А) возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было выпущено 4192, во  2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска автомобилей способствовало развитие ряда отраслей промышленности, связанных прямо или косвенно с их производством и использованием: нефтяной промышленности (бензин, дизельное топливо, моторные масла и смазки),  (лаки, краски, стекла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (специальная сталь), текстильной и др. 
 Дореволюционная Россия не имела своей А как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. В августе 1915 в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве - завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой - завода правления "Руссо-балта", в Рыбинске - завода "Русский Рено", в Ярославле - завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени еще не был полностью построен.
 
 В СССР первые 10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на заводе АМО. В 1925 началось производство автомобилей на Ярославском автозаводе. Развитие А СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30) выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного производства в небольших количествах (см. табл. 1).
 
 Табл. 1. - Выпуск автомобилей в СССР в 1924-30 (шт.)
 
    | 
 
 | 1924
 
 | 1925
 
 | 1926
 
 | 1927
 
 | 1928
 
 | 1929
 
 | 1930
 
 |   | Грузовые
 
 | 10
 
 | 116
 
 | 366
 
 | 475
 
 | 740
 
 | 1471
 
 | 4019
 
 |   | Легковые
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | 3
 
 | 50
 
 | 156
 
 | 160
 
 |   | Автобусы
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | 51
 
 | 85
 
 | 47
 
 |   | Всего
 
 | 10
 
 | 116
 
 | 366
 
 | 478
 
 | 841
 
 | 1712
 
 | 4226
 
 |  Производство легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на заводе "Спартак".
 
 Второй период (1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового производства автомобилей, созданием специализированного автомобильного производства. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства значительно увеличили потребность в автомобильном транспорте. В 1928-29 были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком. 1 октября 1931 был введен в строй Московский автозавод (АМО), ныне автозавод им. Лихачева (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных автомобилей в год. 1 января 1932 вошел в строй Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению производственных мощностей автозаводов. Производство автомобилей быстро увеличивалось.
 
 В 1932 начат выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936 - легковые автомобили М-1 ). В 1936 развернулось производство легковых 6-местных автомобилей ЗИС-101 на Московском автозаводе. Московский автосборочный завод им. КИМ (1930) в 1938-39 был расширен и реконструирован для массового производства малолитражных легковых автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а до начала Великой Отечественной войны - около 500 автомобилей, получивших название КИМ-10. В 1933 Московский автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8, в 1934 - улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26 пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием производства двухосных грузовых автомобилей выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трехосные грузовые автомобили ЗИС-6 грузоподъемностью 2,5 т (4 т - на дорогах с твердым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трехосные грузовые автомобили ГАЗ-30 грузоподъемностью 2 т. В эти же годы был начат выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей различного назначения. (См. табл. 2.).
 
 Табл. 2. - Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.)
 
    | 
 
 | 1931
 
 | 1932
 
 | 1933
 
 | 1934
 
 | 1935
 
 | 1936
 
 | 1937
 
 | 1938
 
 | 1939
 
 | 1940
 
 |   | Грузовые
 
 | 3,9
 
 | 23,75
 
 | 39,1
 
 | 54,6
 
 | 76,9
 
 | 131,5
 
 | 180,3
 
 | 182,4
 
 | 178,8
 
 | 136,0
 
 |   | Легковые
 
 | -
 
 | 0,03
 
 | 10,3
 
 | 17,1
 
 | 19,0
 
 | 3,7
 
 | 18,2
 
 | 27,0
 
 | 19,6
 
 | 5,5
 
 |   | Автобусы
 
 | 0,1
 
 | 0,1
 
 | 0,3
 
 | 0,7
 
 | 0,8
 
 | 1,3
 
 | 1,3
 
 | 1,7
 
 | 3,3
 
 | 3,9
 
 |   | Всего
 
 | 4
 
 | 23,88
 
 | 49,7
 
 | 72,4
 
 | 96,7
 
 | 136,5
 
 | 199,8
 
 | 211,1
 
 | 201,7
 
 | 145,4
 
 |  В годы Великой Отечественной войны был построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская область) и комплектующие его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске (Курганская область). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомобильные двигатели и коробки перемены передач московскому и другим автозаводам, с июля 1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.
 
 После войны, наряду с реконструкцией и расширением действующих заводов, построены и начали производство автомобилей Минский завод, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых автомобилей грузоподъемностью 6-7 т (1947), Кутаисский - грузовых автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский - легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С 1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская область) автобусных заводах. В 1945 на Московском автозаводе было организовано производство легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-48 автозаводы начали освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205 и др.; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и других специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели меньший удельный расход топлива.
 
 С конца 50-х гг. А получила дальнейшее развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для производства тяжелых самосвалов грузоподъемностью 10-12 т и бортовых автомобилей грузоподъемностью 12-14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод - для выпуска карьерных самосвалов грузоподъемностью 25-40 т (с 1959), построены автосборочные заводы автомобилей-самосвалов в Саранске (Мордовская АССР, 1958) и Фрунзе (Киргизская ССР, 1965), запорожский завод "Коммунар" был реконструирован на массовый выпуск микролитражных легковых автомобилей "Запорожец" (с 1960). Организовано производство городских автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в городе Ликино-Дулево (Московская область, с 1959). В Кургане начато производство однодверных автобусов на 20 пассажиров для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге - автобусов особо малой вместимости - РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок (с 1957). (См. табл. 3.).
 
 Табл. 3. - Выпуск автомобилей в СССР в 1945-68 (тыс. шт.)
 
    | 
 
 | 1945
 
 | 1950
 
 | 1955
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1966
 
 | 1967
 
 | 1968
 
 |   | Грузовые
 
 | 68,6
 
 | 294,4
 
 | 328,1
 
 | 362,0
 
 | 379,6
 
 | 407,6
 
 | 437,4
 
 | 478,1
 
 |   | Легковые
 
 | 5,0
 
 | 64,6
 
 | 107,8
 
 | 138,8
 
 | 201,2
 
 | 230,3
 
 | 251,4
 
 | 280,3
 
 |   | Автобусы
 
 | 1,1
 
 | 3,9
 
 | 9,4
 
 | 22,8
 
 | 35,5
 
 | 37,3
 
 | 40,0
 
 | 42,4
 
 |   | Всего
 
 | 74,7
 
 | 362,9
 
 | 445,3
 
 | 523,6
 
 | 616,3
 
 | 675,2
 
 | 728,8
 
 | 800,8
 
 |  В решениях 23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966-70, станет Волжский в городе Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных автомобилей в год. Расширяется Московский завод малолитражных автомобилей, организуется производство малолитражных автомобилей в Ижевске. Основные заводы перешли на выпуск новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967) на Московском автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском, Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели автомобилей обладают повышенной грузоподъемностью, увеличенной мощностью двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.
 
 Производство в А - массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается специализация. Автомобильные заводы получают по кооперации электрооборудование, шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла, широкий ассортимент профилей, специальные узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы), краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечественной войны 1941-45 и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Запорожский автомобильный заводы получают с других заводов двигатели, коробки перемены передач, карданные валы, рессоры, колеса, радиаторы, отдельные заводы получают также полуфабрикаты (отливки из черных и цветных металлов). Специализация распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, которые раньше были комплексными предприятиями. С Московского автозавода выведено на специализированные заводы производство компрессоров для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних ведущих мостов и раздаточных коробок для трехосных автомобилей. ГАЗ для вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного моторного завода. Ярославский завод в 1959 прекратил производство автомобилей (оно перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный завод. В Горьковской области построен завод по производству карбюраторных двигателей для легковых и грузовых автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия: в Мелитополе - завод силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск с 1960), в Паневежисе (Литовская ССР) - автомобильных компрессоров (с 1959), в Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР, 1959) - карданных валов, во Фрунзе (Киргизская ССР, 1959) и Лихославле ( область, 1959) - заводы радиаторов. Построен кузнечный завод в Токмаке (УССР, 1965), строится (1968) литейный завод для выпуска чугунных и стальных автомобильных отливок в Саранске (Мордовская АССР). Специализированные заводы применяют высокопроизводительное оборудование и совершенную технологию производства.
 
 В зарубежных социалистических странах А также получает все большее развитие (см. табл. 4).
 
 Табл. 4. - Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)
 
    | 
 
 | 1955
 
 | 1960
 
 | 1965
 
 | 1967
 
 |   | Венгрия
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые
 
 | 2970
 
 | 2923
 
 | 4352
 
 | 3447
 
 |   | автобусы
 
 | 720
 
 | 1892
 
 | 2779
 
 | 3456
 
 |   | Всего
 
 | 3690
 
 | 4815
 
 | 7131
 
 | 6903
 
 |   | ГДР
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | 14191
 
 | 12864
 
 | 15000
 
 | 22585
 
 |   | легковые
 
 | 22247
 
 | 64071
 
 | 95000
 
 | 111516
 
 |   | Всего
 
 | 36438
 
 | 76935
 
 | 110000
 
 | 134101
 
 |   | КНДР
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | …
 
 | 3100
 
 | 9000
 
 | …
 
 |   | легковые
 
 | …
 
 | -
 
 | -
 
 | …
 
 |   | Всего
 
 | …
 
 | 3100
 
 | 9000
 
 | …
 
 |   | Польша
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | 12473
 
 | 24000
 
 | 34200
 
 | 36050
 
 |   | легковые
 
 | 4000
 
 | 12900
 
 | 26400
 
 | 27880
 
 |   | Всего
 
 | 16473
 
 | 36900
 
 | 60600
 
 | 63930
 
 |   | Румыния
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | 5200
 
 | 12100
 
 | 22800
 
 | 22196
 
 |   | легковые
 
 | -
 
 | -
 
 | -
 
 | 5610
 
 |   | Всего
 
 | 52002
 
 | 12100
 
 | 22800
 
 | 27806
 
 |   | Чехословакия
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | 13980
 
 | 18733
 
 | 14008
 
 | 21456
 
 |   | легковые
 
 | 12530
 
 | 56211
 
 | 77705
 
 | 111718
 
 |   | Всего
 
 | 26510
 
 | 74944
 
 | 91713
 
 | 133174
 
 |   | Югославия
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | грузовые1
 
 | 3191
 
 | 5460
 
 | 11859
 
 | 12100
 
 |   | легковые
 
 | 990
 
 | 10461
 
 | 35880
 
 | 47900
 
 |   | Всего
 
 | 41812
 
 | 15921
 
 | 47739
 
 | 60000
 
 |  1 Включая автобусы. 2 Данные за 1956.
 
 Из капиталистических стран наиболее развитую А имеют США (см. табл. 5).
 
 Табл. 5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)
 
    | 
 
 | Всего
 
 | В том числе
 
 |   | 
 
 | легковые
 
 | грузовые, включая автобусы
 
 |   | США
 
 | 9023736
 
 | 7412659
 
 | 1611077
 
 |   | Япония
 
 | 3173000
 
 | 1375800
 
 | 1797200
 
 |   | ФРГ
 
 | 2480900
 
 | 2295700
 
 | 185200
 
 |   | Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:13:34 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  |  |  |