Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Род (родств.)

Род (далее Р)

  1) группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя: в Р (родств.) соблюдалась экзогамия. Для обозначения Р (родств.) как социального института в этнографической литературе употребляются также и другие термины — "клан", "генс", но содержание их не всегда равнозначно понятию Р (родств.) Возникает Р (родств.) из "первобытного человеческого стада", вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита. В силу закона экзогамии Р (родств.) не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р (родств.) Позднее вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р (родств.), объединявшихся во фратрии.

  Ф. Энгельс, опираясь на большой фактический материал в области истории, этнографии и археологии и в особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал научное материалистическое освещение истории человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д.

  Поскольку этнографы имеют возможность непосредственно изучать лишь сравнительно поздние формы родовой организации, то по ряду вопросов истории развития Р (родств.) существуют различия во взглядах не только между учеными, стоящими на разных идейных позициях, но и среди исследователей-марксистов. Однако различия во взглядах между учеными-марксистами касаются не основных, а частных вопросов. Согласно одной из распространенных в советской науке точек зрения, родовое общество проходит последовательно два этапа развития — эпоху материнского и эпоху отцовского Р (родств.) В материнском Р (родств.) производственном отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризовались коллективными трудом и потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей в общественных делах. Таким образом, Р (родств.) в это время был экономической и социальной ячейкой первобытного общества.

  С развитием производительных сил совершается переход ко второму этапу родового строя — эпохе отцовского Р (родств.) У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Р (родств.) сохраняет преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Р (родств.) образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономическая ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные территориальные объединения — сельские общины). Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми. Однако различные родовые структуры часто сохраняются и после возникновения классового общества (в особенности у кочевых и горских народов — туарегов туркмен, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развития иерархия Р (родств.), с господством одних Р (родств.) над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократической верхушки кочевых народов.

  Согласно другой точке зрения, уже на раннем этапе родовых отношений Р (родств.) не был производственной ячейкой, а имел главным образом лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р (родств.) выступал в материнской или отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития. Экономической ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу закона экзогамии представителей разных Р (родств.) (при матрилокальном браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном браке женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли представители одного Р (родств.) Согласно этой точке зрения, Р (родств.) и община были разными, но сосуществующими социальными объединениями. Вопрос о соотношении Р (родств.) и общины продолжает изучаться. См. также статьи Первобытнообщинный строй, Матриархат, Патриархат, Материнский род, Отцовский род, Община, Семья.

  2) Ряд поколений, происходящих от одного реального предка (например, род Пушкиных).

  Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, (М.), 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество..., пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северозападного побережья Северной Америки, М., 1961 (Тр. института этнографии. Новая серия, т. 70); Проблемы истории докапиталистических обществ. кн. 1, М., 1968; А. М., Ровой строй и первобытная мифология, М., 1964; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1968.

  Л. А. Файнберг.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 16:03:46