| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Реактивное топливо |  | Реактивное топливо (далее Р) топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве Р наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве Р используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации. 
 Основные физико- показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР
 
   | Показатель
 
 | Сорт топлива
 
 |   | Т-1
 
 | ТС-1
 
 | термостабильные
 
 |   | РТ
 
 | Т-6
 
 |   | Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее
 
 | 800
 
 | 775
 
 | 775
 
 | 840
 
 |   | Фракционный состав:
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | 10% перегоняется при температуре (°С), не выше
 
 | 175
 
 | 165
 
 | 175
 
 | 195
 
 |   | 98% перегоняется при температуре (°С), не выше
 
 | 280
 
 | 250
 
 | 280
 
 | 315
 
 |   | Теплота сгорания низшая, кдж/кг (ккал/кг),
 
 | 43050 (10250)
 
 | 43050 (10250)
 
 | 43260 (10300)
 
 | 43260 (10300)
 
 |   | Температура начала  (°С), не выше
 
 | -60
 
 | -60
 
 | -60
 
 | -60
 
 |   | Общее содержание серы (%), не более
 
 | 0,10
 
 | 0,25
 
 | 0,10
 
 | 0,05
 
 |   | Содержание меркаптановой серы (%), не более
 
 | -
 
 | 0,005
 
 | 0,001
 
 | -
 
 |  
 Важнейшими показателями Р являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полета. Р должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолетах, в баках которых топливо может нагреваться до 150-200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых,   соединений), например путем обработки  (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р содержится растворенная вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать  льда. Поэтому в Р вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объемного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
 
 Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.
 
 И. В. Рожков.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:38:47 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |