Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Рассказ

Рассказ (далее Р) малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему своего текста, прозаическое произведение. Его отличие от других прозаических форм осознавалось в рус. литературе постепенно. В 1840-х гг., когда безусловное преобладание прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных ("у г. Буткова нет таланта на романы и повести, и он очень хорошо делает, оставаясь в пределах... рассказов и очерков", 1846). Но различие между Р и очерком долго еще не получало ясности. Во 2-й половине 19 в., когда очерковые произведения получили в рус. демократической литературе широчайшее развитие, основываясь очень часто на передаче непосредственных наблюдений над жизнью, отличаясь документальностью, сложилось мнение, до сих пор имеющее сторонников, что очерки всегда документальны, Р же создаются на основе творческого воображения. По др. мнению, Р отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же — произведение в основном описательное. В конце 19 в. в рус. критике было усвоено еще одно название малого прозаического жанра — новелла, и различие малых жанров еще усложнилось.

  Видимо, правильнее было бы понимать Р как малую прозаическую форму вообще и различать далее среди Р произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного). Очеркового типа Р обычно заключают в себе "нравоописательное" содержание, раскрывают нравственно-бытовое или нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р в "Записках охотника" И. С. Тургенева, многие — у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Бабеля, К. Г. Паустовского). Подобные Р нередко становились "эпизодами" больших описательно-повествовательных произведений, иногда с сатирическим пафосом (таковы сатирические повести Дж. Свифта, "обозрения" М. Е. Салтыкова-Щедрина). Р новеллистического типа изображают случай, раскрывающий становление характера главного героя ("Повести А. С. Пушкина, "Враги" и "Супруга" А. П. Чехова, многие "босяцкие" Р у М. Горького). Р этого типа еще с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение —становились эпизодами рыцарских или плутовских приключенческих романов (так построен "Дон-Кихот" М. Сервантеса, "Жиль Блаз" А. Р Лесажа, "Тиль Уленшпигель" Ш. Де Костера). Именно "романического" типа содержание (см. ст. Роман) и порождает в рассказах-новеллах их острую конфликтность и быстрые развязки. Но бывает и так, что новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения "нравоописательного" содержания ("Муму" Тургенева, "Смерть чиновника" Чехова, "Макар Чудра" Горького). Бывают также Р и национально-исторического ("эпопейного") содержания: такова "Судьба человека" М. А. Шолохова. (О принципиальном содержательно-структурном разграничении Р и новеллы, бытующем в советском литературоведении, см. ст. Новелла.)

  Лит.: Берковский Н. Я., О "Повестях в его книга: Статьи о литературе, М. — Л., 1962; Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964; Нинов А., Современный рассказ, Л., 1969; Антонов С., Я читаю рассказ, М., 1973.

  Г. Н. Поспелов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 22:51:05