Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Психофизическая проблема

Психофизическая проблема (далее П)в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась еще в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку Психофизическая проблема получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчиненных единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения Психофизическая проблема, оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой — способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделенности сознания и мозга, как с идеалистических (Лейбниц, Н. Мальбранш), так и с материалистических (Д. Гартли) позиций. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрел большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. Это требование получило ложное преломление в новых вариантах психофизического взаимодействия (У. Джемс). В конце 19 — начале 20 вв. распространилась махистская трактовка Психофизическая проблема (см. Махизм), согласно которой душа и тело "построены" из одних и тех же "элементов" (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных "комплексах ощущений". Эта идеалистическая концепция была подвергнута критике В. И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм". Диалектический материализм решает Психофизическая проблема на основе понимания психики как активного отображения реальности, возникающего в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых систем с внешним миром. Будучи неотделимо от этого процесса, психическое выполняет по отношению к нему регулирующую функцию.

  Лит.: Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957.

  М. Г. Ярошевский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.04.2024 01:54:01