Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Программная музыка

Программная музыка (далее П), род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор ("Утро" Грига из музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт"), или на вдохновившее его литературное произведение ("Макбет" Р. Штрауса - симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита "Антар" Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже - вне связи с литературным прообразом ("Фантастическая симфония" Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать ее музыкальному произведению может только его автор. В П широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

  Простейший вид П - картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них дается лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщенно-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

  В П используются методы развития, позволяющие "следовать" за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

  Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

  П известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - "Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет П в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения ее с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К “Божественной комедии” Данте", симфонические поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в П внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фортепианный цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симфоническая сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П находят свое продолжение и развитие в творчестве советских композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

  Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, "Beiträge zur Misik-wissenschaft", (Heft) 1, 1959; Niecks ., Programme music in the last four centuries, . ., 1969.

  Ю. Н. Хохлов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:21:48