| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Притча |  | Притча (далее П) дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П 1) возникает лишь в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, особую символическую наполненность; 3) с содержательной стороны П отличается тяготением к глубинной "премудрости" религиозного или моралистического порядка. П в своих модификациях есть универсальное явление мирового фольклорного и литературного творчества. Однако для определенных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П была центром и эталоном для др. жанров, например "учительная" проза ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские "Поучения Ахикара" и др.), раннехристиансокй и средневековой литературы (см. притчи Евангелий, например П о блудном сыне). В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П, господствует специфическая поэтика П со своими законами, исключающими описательность "художественной прозы" античного или новоевропейского типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, "в сукнах". Действующие лица П, как правило, не имеют не только внешних черт, но и "характера" в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. В конце 19 и в 20 вв. ряд писателей видит в экономности и содержательности П образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам П предпринял Л. Н. Толстой. На многовековые традиции П опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистическая драматургия и романистика Ж. П Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие "характеры" и "обстановочность" в традиционном понимании. П продолжает сохранять привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования (ср. роль ходов П у Б. Брехта). 
 
 
 Лит.: Добротворский С., П в древне-русской духовной письменности, "Православный собеседник", 1864, апрель; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., Л., 1971; Jeremias J., Die Gleichnisse Jesu, 5 Aufl., Gött., 1958; Lambert ., Babylonian wisdom literature, Oxf., 1960.
 
 С. С. Аверинцев.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 21:43:08 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |