| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автодиспетчер железнодорожный |  | Автодиспетчер (далее А) комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А  участковый, станционный и объединяющий их — комплексный. 
 А  участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислительная машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учет и т.п.), а за диспетчерами (штат которых сокращается до 1—2 человек в смену) сохраняется общее руководство и специфические функции, которые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А  участкового: 1) "советчик" — когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2) автоматический режим, при котором машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано свыше 10 программ, выдает план-график на 2—4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции i ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i+1 (а иногда и i+2) с учетом движения других поездов. Расписание не закладывается "жестко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространен термин "вес поезда") и других показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях — с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надежности работы А  участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А  участковый обеспечивает централизованное управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100—150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Основной экономический эффект — повышение участковой скорости на 5—10%. Система участкового А  впервые разработана в СССР (1959—63).
 
 А  станционный (узловой) — система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В ее аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (например, счетчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" — все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический — значительная часть реализации планов (установка основных маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрической централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономическая эффективность А  станционного — улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств.
 
 Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967.
 
 Б. А. Завьялов.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 21:44:44 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |