Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Подводная лодка

Подводная лодка (далее П), корабль, приспособленный для плавания и выполнения стратегических, оперативно-тактических и др. задач в подводном или надводном положении. В Советском ВМФ и во флотах ведущих морских держав П составляют род сил (см. Подводные силы флота). П имеет металлический каплеобразный или сигарообразный корпус, способный выдержать давление воды на глубинах погружения. Для погружения П заполняют водой т. н. балластные цистерны. Изменение глубины и всплытие производятся с помощью горизонтальных рулей с последующим вытеснением воды из балластных цистерн сжатым воздухом или газом. Для движения П в надводном положении применяются энергетические или дизельные установки; в подводном положении — установки, электрические аккумуляторы тока, на малых глубинах — дизельные установки, имеющие соответствующие выдвижные воздухозаборные устройства. Современные П в зависимости от их назначения вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, оснащены гидроакустической, радиолокационной и др. радиоэлектронной аппаратурой. В соответствии с главным оружием П имеют стратегическое или оперативно-тактическое назначение. Главное оружие стратегической П составляют дальнобойные баллистические ракеты с ядерными зарядами. На этих П применяются, как правило, энергетические установки, позволяющие продолжительное время находиться в океане. П оперативно-тактического назначения вооружены крылатыми ракетами и торпедами для борьбы с надводными кораблями противника, глубоководными самонаводящимися торпедами для борьбы с подводными лодками. П-минные заградители вооружены минами различного назначения и в качестве оружия самообороны — торпедами.

  Строительство П началось в 17 в. Первые П были построены: в Лондоне — голландским ученым К. ван Дреббелем (1620), в России — изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым (1724), в Северной Америке — Д. Бушнеллом (1776), во — Р. Фултоном (1801), в — В. Бауэром (1850). П имели или корпус, цистерны для приема воды, весла или гребные винты, вращаемые вручную; были вооружены минами, прикреплявшимися к корпусу вражеского корабля с помощью специальных устройств и доставлявшимися к нему шестом или гарпуном. Боевое применение впервые нашла П под названием "Давид" во время Гражданской войны 1861—65 в США (построена южанином Анулеем, длина 10,6 м, ширина и высота около 2 м, экипаж — 9 чел., вооружение — шестовая мина с зарядом 45 кг пороха). Движение П. л. осуществлялось вращением гребного винта вручную. "Давид" потопил корабль северян — броненосец "Хусатоник" и погиб вместе с ним. В 1866 в России по проекту И. Ф. Александровского была построена первая в мире П с механическим двигателем, а в 1879 инженером С. К. Джевецким — П с электрическим аккумуляторами, комплексом средств регенерация воздуха, перископом и приспособлениями для удержания глубины на подводном ходу. К началу 20 в. почти все морские государства начали строительство боевых П В России И. Г. Бубнов создал в 1902 П "Дельфин" (водоизмещение надводное 113 т, подводное 135,5 т, глубина погружения 50 м, дальность плавания надводная 4500 км (2500 миль), подводная 110 км (60 миль), скорость хода 6 узлов). П этого типа участвовали в русско-японской войне 1904—05 и несли дозорную службу на подступах к Владивостоку. В 1912 по проекту Бубнова была построена П "Барс", имевшая водоизмещение надводное 650 т, подводное 782 т, 12 торпедных аппаратов. По проекту М. П. Налетова была построена П "Краб", явившаяся первым в мире подводным минным заградителем.

  К началу 1-й мировой войны 1914—18 П воюющих сторон имели водоизмещение надводное до 670 т, подводное до 860 т, глубиной погружения до 50 м, скорость надводного хода до 18, подводного — 9—10 узлов, дальность плавания до 5700—7200 км (3000—4000 миль), число торпедных аппаратов до 6. На некоторых П ставились 1—2 орудия 76—88 мм. П предназначались для ведения разведки и обороны баз, а в русском флоте, кроме того, для постановки мин в базах вражеского флота и на подходах к ним. уже в 1914 начала широко применять П в боевых действиях. В сентябре — октябре 1914 нем. П потопило 6 английских крейсеров и 1 П, а также развернули активные действия против транспортов на морских и океанских коммуникациях. Полученный эффект применения П вызвал интенсивное строительство их во всех флотах воевавших держав. Наиболее массовым оно было в которая к ноябрю 1918 построила 334 и имела не завершенных строительством 226 П В ходе войны П были значительно усовершенствованы, их начали вооружать артиллерийскими орудиями до 150 мм, хотя главным оружием продолжало оставаться торпедное. К концу войны П всех флотов потопили всего 192 боевых корабля, 5755 транспортов общим водоизмещением свыше 14 млн. т; потери составили 265 П В составе флотов П стали одним из главных родов сил. После войны строились П преимущественно дальнего действия с торпедным вооружением; они обычно делились на большие (океанские) и средние (морские). Большие П имели: водоизмещение до 2 тыс. т, глубину погружения 100 м, скорость хода надводную до 39 км/ч (21 узел; Япония), дальность плавания до 14,5 тыс. км (8 тыс. миль), отдельные П — до 33 тыс. км (18 тыс. миль), число торпедных аппаратов до 14, запас торпед возрос до 36, их увеличился с 450—500 до 533—550 мм. артиллерийских орудий достигал 100, 130—150 мм.

  В Советском ВМФ строительство П началось в 1927 закладкой П типа "Декабрист". В это время были также разработаны проекты П типов "Л" и "Щ", а затем "M-", впоследствии получившей название "Малютка". В конце 30-х гг. были построены экспериментальные П с единым двигателем для подводного и надводного хода.

  Перед началом 2-й мировой войны 1939—45 ВМС США насчитывали 111 П, Великобритании — 58, — 77, Италии — 115, Японии — 63, — 57, СССР — 218. Большое количество П, особенно в было построено во время войны. Наиболее результативно П, использовались для борьбы на коммуникациях. Всего П воюющих стран (кроме СССР) потопили около 5 тыс. различных судов и боевых кораблей общим водоизмещением свыше 22 млн. т. За это же время погибло 1123 П

  П Советского ВМФ активно действовали на Баренцевом, Балтийском, Черном и Японском морях и за годы войны потопили 87 боевых кораблей и 322 транспорта противника общим водоизмещением 938 тыс. т.

  После войны во флотах всех государств главное внимание в развитии П уделяется увеличению глубины их погружения, скорости и продолжительности подводного хода. В 50-х гг. в США и СССР, а затем в Великобритании и началось строительство П с энергетическими установками, позволившими резко увеличить продолжительность непрерывного пребывания под водой и подводную скорость хода, что вызвало коренные изменения в способах боевого использования П

  Основу ударной мощи Советского ВМФ составляют П различного назначения. Они имеют большую автономность, практически неограниченную дальность плавания под водой, высокую скорость хода, большую глубину погружения, разнообразное оружие.

  Лит.: Дробленков В. Ф., Герасимов В. Н., Угроза из глубины, М., 1966; Шерр С. А., Корабли морских глубин, М., 1964; Трусов Г. М., Подводные лодки в русском и советском флоте, 2 изд., Л., 1963.

  Н. П. Вьюненко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 23:15:53