| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Автобус |  | Автобус (далее А) (от автомобиль и омнибус), автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924. 
 По назначению А подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счет этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А в пассажирском помещении устанавливаются жесткие или мягкие (спальные) сиденья. А оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А должна обеспечивать движение с большой скоростью. А местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.
 
 Вместимость А зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А: 5 м — особо малые; 7,5 м — малые; 8,5 м и 9,5 м — средние; 11 м — большие; 12 м — особо большие и 16,5 м — сочлененные. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочлененный А состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А Вместимость городских А длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А длиной 12 м — от 110 до 120 человек. Сочлененные А вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А: городские — 70 км/ч, пригородные и местного сообщения — 80 км/ч, междугородные — 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А): 40—55 сек для городских, 50—65 сек для пригородных и 70—90 сек для междугородных А
 
 
  
 Техническая характеристика некоторых моделей автобусов,
 
 эксплуатируемых в СССР
 
 
  
   | 
 А
 
 | 
 Габарит-ная дли-
 
 на (м)
 
 | Число мест
 
 | Макс. скорость (км/ч)
 
 | Макс.  мощность двигателя
 
 | 
 Контроль-             ный рас-                ход топ-                лива                   (л/100 км)
 
 |   | 
 
 | 
 
 | 
 для
 
 сидения
 
 | общее но-миналь-      ное (в ча-     сы "пик")
 
 | 
 
 | 
 
 квт
 
 | 
 
 л. с.
 
 | 
 
 |   | РАФ-977Д
 
 | 4,9
 
 | 10
 
 | —
 
 | 110
 
 | 55
 
 | 75
 
 | 12,0
 
 |   | КАВЗ-651
 
 | 6,2
 
 | 20
 
 | 24
 
 | 70
 
 | 52
 
 | 70
 
 | 22,0
 
 |   | ПАЗ-652
 
 | 7,2
 
 | 23
 
 | 42
 
 | 80
 
 | 66
 
 | 90
 
 | 21,0
 
 |   | ПАЗ-672
 
 | 7,3
 
 | 23
 
 | 45
 
 | 80
 
 | 85
 
 | 115
 
 | 20,5
 
 |   | ЛиАЗ-158В
 
 | 9,0
 
 | 32
 
 | 60
 
 | 65
 
 | 80
 
 | 109
 
 | 37,0
 
 |   | ЛиАЗ-677
 
 | 10,5
 
 | 25
 
 | 80 (110)
 
 | 70
 
 | 132
 
 | 180
 
 | 45,0
 
 |   | ЛАЗ-695Е
 
 | 9,2
 
 | 32
 
 | 55
 
 | 75
 
 | 110
 
 | 150
 
 | 36,0
 
 |   | ЛАЗ-698
 
 | 9,7
 
 | 26
 
 | 67(92)
 
 | 76
 
 | 132
 
 | 180
 
 | 35,0
 
 |   | "Икарус"-180*
 
 (Венгрия)
 
 | 16,5
 
 | 35
 
 | 119(172)
 
 | 67
 
 | 147
 
 | 200
 
 | 24,4
 
 |  * Сочлененный автобус.
 
 Кузова А изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.
 
 Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колеса.
 
 В городских и пригородных А все более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колес передней и задней осей на средних и больших А — пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А — гидравлический, а на малых А — гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А, особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.
 
 
 
 Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:09:23 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |