Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Первичные и вторичные качества

Первичные и вторичные качества (далее П) гносеологические понятия механистического материализма, введенные английским ученым Р. Бойлем и получившие широкую известность после "Опыта о человеческом разуме" (1690) Дж. Локка (самые термины встречаются в средневековой схоластике, например у Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных тел, Локк относил к ним протяженность, величину, фигуру, сцепление, положение, количественные характеристики вообще, механическое движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,— это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.

  Различение качеств по степени их объективности встречается еще у Демокрита, который разграничивал субъективное знание "по мнению", то есть существующее в форме ощущений, и знание "по истине", то есть умопостигаемое знание свойств Учение о П. и в. к., выдвинутое философами 17—18 вв., было непосредственно связано с и механистическим миропониманием. Г. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяженность и движение. Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал, что "идеи" первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими механистическими принципами, как абстрагирование от качественной разнородности материи, выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних объектов.

  Неспособность философии 17—18 вв. решить поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли по существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций агностицизма, Д. Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В конце 19—20 вв. эти идеалистические взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности первичных было характерно для некоторых метафизически мыслящих материалистов, склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.

  Л. А. Ляховецкий.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 13:34:03