| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Пастель |  | Пастель (далее П) (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стертых в тонкий порошок разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей (гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса, талька и т.д. 2) Произведение, выполненное в этой технике. Пными карандашами рисуют на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Широкое использование штриха в П сближает ее с графикой. Светоносные чистые краски П сохраняют свою первоначальную свежесть и силу, а их слой - нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда закрепляют фиксативом (раствор  или камеди, наносимый при помощи пульверизатора). 
 Происхождение П гипотетически относят ко 2-й половине 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж. Фуке во  и др.). Термин "pastello" впервые появляется в трактате теоретика маньеризма Дж. П Ломаццо (конец 16 в.). Мастера П 16-17 вв. (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в  Х. Голциус в Голландии, Д. и П Дюмустье, Н. Ланьо во  практически не переступают традиций чистого рисунка. С конца 17 в. в П усиливаются живописные тенденции. Во  Ж. Вивьен исполняет в технике П настоящие станковые картины. Расцвет П происходит в 18 в. Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Перронно во  А. Р. Менгс в  Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. П отвергается классицизмом именно из-за ее изнеженности, приглушенности, отсутствия в ней линеарной напряженности. С 1-й трети 19 в. в технике П работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно Э. Дега (открывший в П сильную линию, звучность красок и богатство фактуры) во  М. Либерман в  А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрленис в Литве. В 20 в. к П обращается П Боннар, Ж. А. Вюйяр во  М. Кэссетт в США, Х. ван де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают советские мастера П- С. В. Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.
 
 
 
 Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, (6 изд.), М.- Л., 1950; Brieger L., Das Pastell, В., (1921); Hahn R., Pastellmalerei. Einführung in die Technik, 4 AufL, Ravensburg, (1948); Robert ., Le pastel, ., 1951.
 
 В. Д. Синюков.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 21:47:13 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |