| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Папство |  | Папство (далее П), религиозный монархический центр католической церкви, возглавляемый римским папой (который рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве. Фактически власть П в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962—65) коллегия епископов (в которую входит весь католический епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом  в сентябре 1965 новый церковный орган — синод епископов — имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, который (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно — неограниченный правитель государства Ватикан, где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политической и религиозной деятельности П опирается на разветвленный аппарат католической церкви и связанные с нею религиозные и светские организации, на подчиненную ему Римскую курию, на дипломатических представителей Ватикана и специальных личных представителей — легатов. Директивы, адресуемые ко всей католической церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик. Через епископат П влияет на деятельность католических партий, христианских профсоюзов, светских католических организаций. 
 П сложилось на основе римского епископата. С середине 2 в. в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Западной Римской империи (476) способствовали политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. римские епископы присвоили себе название "папа" (от греч. páppas — отец, наставник). Лев  (папа в 440—461) добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 век) и Лжеисидоровы декреталии (9 век). П оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Священной Римской империи". 11—13 вв.— период усиления П, использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П над епископами. Возвышению П способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий  (1073—85), Иннокентий  (1198—1216), Бонифаций  (1294—1303) — наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе (безуспешно) на Руси. В конце 11 в. П, добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. Вело борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти П учредило в 13 в. инквизицию. Политическая роль П в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время "... интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 306).
 
 По мере складывания в Европе централизованных государств влияние П ослабевало. Во  с 13 в. получило развитие так называемое галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от П В результате поражения в борьбе с королевской властью во  П попало в зависимость от французских королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П Падению его авторитета способствовал "великий раскол" (1378—1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признает законным, а другие объявлены ею антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431—49) борьба между сторонниками соборного движения и П закончилась победой последнего, но реально П не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм) привели к потере позиций П в ряде европейских стран. Несколько укрепила положение П Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545—63).
 
 С усилением национальных государств в Европе П должно было отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. П враждебно встретило буржуазные революции и до середины 19 в. оставалось опорой феодально-монархических сил. Со 2-й половины 19 в. П стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869—70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С конца 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 ("Rerum novarum") содержала элементы христианского социализма, призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистическая программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П заняло враждебную позицию по отношению к Великой Октябрьской социалистической революции и к Советскому государству; в последующие годы деятельность П носила открыто антикоммунистический характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фашистской Италией Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского государства Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской  в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.
 
 Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939—45 в пользу социализма, развертывание национально-освободительного движения, прогресс науки привели к кризису католической церкви. Для укрепления позиций католицизма П взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П положил папа Иоанн XXIII (1958—63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путем переговоров, заняв более реалистические позиции в отношении к социалистическим странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962—1965) и в деятельности папы Павла  (с 1963).
 
 Список пап и антипап (официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о римских папах (до 5 в.— епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по "Annuario Pontificio, citta del Vaticano", 1969.)
 
 Петр, апостол; Лин (67—76); Клет (Анаклет) (76—88); Климент  (88—97); Эварист (97—105); Александр  (105—115); Сикст  (115—125); Телесфор (125— 136); Игин (136—140); Пий  (140—155); Аникет (155—166); Сотер (166—175); Элевтерий (175—189); Виктор  (189—199); Зефирин (199—217);   (217—222); Ипполит (217—235) (антипапа); Урбан  (222—230); Понциан (230—235); Антер (235—236); Фабиан (236—250); Корнелий (251—253); Новациан (251— около 258) (антипапа); Луций (253—254); Стефан  (254—257); Сикст  (257—258); Дионисий (259—269); Феликс  (269—274); Евтихий (275—283); Гай (283—296); Марцеллин (296—304); Марцелл  (308—309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311—314); Сильвестр  (314—335); Марк (336); Юлий  (337—352); Либерии (352—366); Феликс  (355—365) (антипапа); Дамасий  (366—384); Урсин (366—367) (антипапа); Сириций (384—399); Анастасий  (399—401); Иннокентий  (401—417); Зосима (417—418); Бонифаций  (418—422); Евлалий (418—419) (антипапа); Целестин  (422—432); Сикст  (432—440); Лев  (440—461); Иларий (461—468); Симплиций (468—483); Феликс  ()(483—492) (после признания Феликса  антипапой был изменен порядковый номер Феликса ); Геласий  (492—496); Анастасий  (496—498); Симмах (498—514); Лаврентий (498, 501—505) (антипапа); Гормизд (514—523); Иоанн  (523—526); Феликс  () (526—530); Бонифаций  (530—532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн  (533—535); Агапий  (535—536); Сильверий (536—537); Вигилий (537—555); Пелагий  (556—561); Иоанн  (561—574); Бенедикт  (575—579); Пелагий  (579—590); Григорий  (590—604); Сабиниан (604—606); Бонифаций  (607); Бонифаций  (608—615); Адеодат  (615—618); Бонифаций  (619—625); Гонорий  (625—638); Северин (640); Иоанн  (640—642); Теодор  (642—649); Мартин  (649—655); Евгений  (654— 657); Виталий (657—672); Адеодат  (672—676); Домн (676—678); Агафон (678—681); Лев  (682—683); Бенедикт  (684—685); Иоанн  (685—686); Конон (686—687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий  (687—701); Иоанн  (701—705); Иоанн  (705—707); Сизиний (708); Константин (708—715); Григорий  (715—731) Григорий  (731—741); Захарий (741—752); Стефан  (752—757) (фактически Стефан , так как непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, который в официальный список не включается); Павел  (757—767); Константин (767—769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан lll () (768—772); Адриан  (772—795); Лев  (795—816); Стефан  () (816—817); Пасхалий  (817—824); Евгений  (824—827); Валентин (827); Григорий  (827—844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий  (844—847); Лев  (847—855); Бенедикт  (855—858); Анастасий (855) (антипапа); Николай  (858—867); Адриан  (867—872); Иоанн  (872—882); Марин  (882—884); Адриан  (884—885); Стефан  () (885—891); Формоз (891—896); Бонифаций  (896); Стефан  () (896—897); Роман (897); Теодор  (897); Иоанн IX (898—900); Бенедикт  (900—903); Лев  (903); Христофор (903—904) (антипапа); Сергий  (904—911); Анастасий  (911—913); Ландон (913—914); Иоанн X (914—928); Лев  (928); Стефан  () (928—931); Иоанн XI (931—935); Лев  (936—939); Стефан  (IX) (939—942); Марин  (942—946); Агапий  (946—955); Иоанн XII (955—964); Лев  (963—965); Бенедикт  (964—966) ("Annuario Pontificio..." Льва , возведенного на папский престол Оттоном , в число пап не включает, другие источники представляют папой Льва , а Бенедикта  антипапой); Иоанн XII (965—972); Бенедикт  (973—974); Бонифаций  (974, 984—85) (антипапа); Бенедикт  (974—983); Иоанн XIV (983—984); Иоанн XV (985—996); Григорий  (996—999); Иоанн XVI (997—998) (антипапа); Сильвестр  (999—1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004—09); Сергий  (1009—12); Бенедикт  (1012—24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024—32); Бенедикт IX (1032—44); Сильвестр  (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий  (1045—46); Климент  (1046—47); Бенедикт IX (1047—48); Дамасий (1048); Лев IX (1049—54); Виктор  (1055—57); Стефан IX (X) (1057—58); Бенедикт X (1058—59) (антипапа); Николай  (1059—1061); Александр  (1061—73); Гонорий  (1061—72) (антипапа); Григорий  (1073—85); Климент  (1084—1100) (антипапа); Виктор  (1086—87); Урбан  (1088—99); Пасхалий  (1099—1118); Теодорих (1100) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр  (1105—11) (антипапа); Геласий (1118—1119); Григорий  (1118—21) (антипапа);   (1119—24); Гонорий  (1124—30); Целестин  (1124) (антипапа); Иннокентий  (1130—43); Анаклет  (1130—38) (антипапа); Виктор  (1138) (антипапа); Целестин  (1143—44); Луций  (1144—45); Евгений  (1145—1153); Анастасий  (1153—54); Адриан  (1154—59); Александр  (1159—81); Виктор  (1159—64) (антипапа); Пасхалий  (1164—68) (антипапа);   (1168—78) (антипапа); Иннокентий  (1179—80) (антипапа); Луций  (1181—1185); Урбан  (1185—87); Григорий  (1187); Климент  (1187—91); Целестин  (1191—98); Иннокентий  (1198—1216); Гонорий  (1216—27); Григорий IX (1227—41); Целестин  (1241); Иннокентий  (1243—54); Александр  (1254—61); Урбан  (1261—64); Климент  (1265—68); Григорий X (1271—76); Иннокентий  (1276); Адриан  (1276); Иоанн XXI (1276—77); Николай  (1277—80); Мартин  (1281—85); Гонорий  (1285—87); Николай  (1288—1292); Целестин  (1294); Бонифаций  (1294—1303); Бенедикт XI (1303—04); Климент  (1305—14); Иоанн XXII (1316—34); Николай  (1328—30) (антипапа); Бенедикт XII (1334—42); Климент  (1342—52); Иннокентий  (1352—62); Урбан  (1362—70); Григорий XI (1370—1378); Урбан  (1378—89); Климент  (1378—94) (антипапа); Бонифаций IX (1389—1404); Бенедикт XIII (1394—1423) (антипапа); Иннокентий  (1404—06); Григорий XII (1406—15); Александр  (1409—10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410—15) (антипапа); Мартин  (1417—1431); Евгений  (1431—47); Феликс  (1439—49) (антипапа); Николай  (1447—55);   (1455—58); Пий  (1458—64); Павел  (1464—71); Сикст  (1471—84); Иннокентий  (1484—92); Александр  (1492—1503); Пий  (1503); Юлий  (1503—13); Лев X (1513—21); Адриан  (1522—23); Климент  (1523—34); Павел  (1534—1549); Юлий  (1550—55); Марцелл  (1555); Павел  (1555—59); Пий  (1559—65); Пий  (1566—72); Григорий XIII (1572—85); Сикст  (1585—90); Урбан  (1590); Григорий XIV (1590—1591); Иннокентий IX (1591): Климент  (1592—1605); Лев XI (1605); Павел  (1605—21); Григорий XV (1621—23); Урбан  (1623—44); Иннокентий X (1644—55); Александр  (1655—67); Климент IX (1667—69); Климент X (1670—76); Иннокентий XI (1676—89); Александр  (1689—91); Иннокентий XII (1691—1700); Климент XI (1700—1721); Иннокентий XIII (1721—24); Бенедикт XIII (1724—30); Климент XII (1730— 1740); Бенедикт XIV (1740—58); Климент XIII (1758—69); Климент XIV (1769—74); Пий  (1775—99); Пий  (1800—23); Лев XII (1823—29); Пий  (1829—30); Григорий XVI (1831—46); Пий IX (1846—78); Лев XIII (1878—1903); Пий X (1903—14); Бенедикт XV (1914—1922); Пий XI (1922—39); Пий XII (1939—58); Иоанн XXIII (1958—63); Павел  (с 1963).
 
 Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Шейнман М. М., П, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII, М., 1966; Заборов М. А., П и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., П и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward ., Histoire des papes, 3 éd., ., 1953; Pastor L., Geschichte der äpste seit dem Ausgang des Mittelalters, Bd 1—16, (Freib.), 1955—61. см. также лит. при статьях Ватикан, Католицизм.
 
 М. М. Шейнман.
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 17:03:01 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |