Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Павликиане

Павликиане (далее П) (греч. Paulikianoi, предположительно, от имени апостола Павла), участники крупного средневекового еретического движения в христианстве. Ересь П зародилась в середине 7 в. на В. Византийской империи (в Западной Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильван. В начале 8 в. движение П распространилось и в Восточной Армении, и в византийской Малой Азии. Основную массу П составляли крестьяне и частично городские низы. Движение носило антифеодальный характер, было направлено против закрепощения, против гнета государства. В Армении движение П к середине 8 в. явилось также и народно-освободительным движением против Халифата. На формирование религиозно-философского учения П оказали влияние манихейство, маздакизм. По своим философским воззрениям П — дуалисты. Они признавали бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана), Христа — как одного из ангелов и сына бога добра. Согласно учению П, после того как будет уничтожен бог зла (творец видимого мира и людей), на земле распространится власть бога добра. П отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Священной книгой считали лишь Новый завет (без посланий апостола Петра). Вероучение П было оформлено в 1-й половине 9 в. ересиархом (главой еретиков) Сергием-Тихиком. С середины 9 в. П перешли к открытой борьбе, к вооруженному восстанию против византийского господства; военачальниками П в этот период стали Карвеас и Хрисохир. П создали в Малой Азии на арабо-византийской границе свое государство со столицей Тефрика. Во главе с Карвеасом и Хрисохиром они совершали походы во внутренние области Византии, доходя до Никеи и Никомедии, Эфеса. В 872 у Вафириака византийские войска разгромили П, в битве погиб Хрисохир; в 878 византийцы заняли Тефрику. Уцелевшие П нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в византийских источниках часто называемые П). В 8—9 вв. П неоднократно переселялись византийским правительством на Балканы (главным образом в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства.

  Лит.: Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры, М. — Л., 1961, с. 132—69; Бартикян Р. М., Источники для изучения истории павликианского движения, Ереван, 1961; Lemerle ., L"histoire des pauliciens d"Asie Mineure..., "Travaux et мемоires...", 1973, v. 5.

  Р. М. Бартикян.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 17:15:17