Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Оппортунизм

Оппортунизм (далее О) (франц. opportunisme, от лат. opportunus - удобный, выгодный) в рабочем движении, теория и практика, противоречащие действительным интересам рабочего класса, толкающие рабочее движение на путь, выгодный буржуазии. О прямо или косвенно, путем соглашательства и открытой капитуляции или посредством неоправданных и провокационных действий приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых противников. О появляется вместе с развитием революционного движения рабочего класса во 2-й половине 19 в. Первоначально его идейной основой были различные формы домарксового социализма, а его тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных анархистских групп. В период деятельности 1-го и 2-го Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистические концепции и тактические установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую капитуляцию перед буржуазией, а с другой - М. А. Бакунина, О Бланки, толкавшие рабочее движение на путь авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О меняет идеологическое облачение и уже, как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой природе О внутри революционного рабочего движения есть проявление мелкобуржуазной идеологии и политики; в теоретическом плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организационном отношении он оказывается то ликвидаторством (см. Ликвидаторы), то сектантством; по направлению своих воздействий на революционное движение он выступает то как правый, то как "левый" О; при этом один вид О может перерастать в другой. Правый О - это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских тактических установок, направленных на непосредственное подчинение рабочего движения интересам буржуазии и отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных выгод. В основе конкретных разновидностей правого О лежит фаталистическая концепция, которая подменяет трезвый учет объективных условий преклонением перед стихийным экономическим развитием, принимает мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматическую "трансформацию капитализма в социализм". Защита "сотрудничества" классов, отречение от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата, от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, превращение в фетиш легальности и буржуазной демократии - таковы идейные основы правого О Чаще всего он является отражением настроений тех слоев мелкой буржуазии или отдельных групп рабочего класса - рабочей аристократии и бюрократии, которые имеют относительно сносные условия существования. Уже в конце 19 в. правый О получил широкое распространение в рабочем движении. В качестве идейного знамени им широко использовались ревизионистские идеи Бернштейна, а позже и догматические установки К. Каутского и др. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса в крупнейших социал-демократических партиях Европы, во 2-м Интернационале ключевые позиции постепенно захватили правые оппортунисты (К. Каутский, Г. Гайндман, Г. Кунов и др.). В. И. Ленин, большевики, революционные марксисты др. стран на протяжении многих лет вели непримиримую борьбу против правого О После краха 2-го Интернационала (1914) оппортунистическое крыло в социал-демократических партиях окончательно стало на путь перерождения, явилось предтечей значительной части партий современного реформизма, унаследовавших идеи правого О и полностью отрекшихся от марксизма. С возникновением международного коммунистическое движения О неоднократно пытался закрепиться в его рядах, вел борьбу против теории и практики ленинизма. Во 2-й половины 20 в. правый О в коммунистическом движении выступает как правый ревизионизм. Его представители (М. Джилас, И. Надь, Дж. Гейтс и др., в конце 60-х гг. - Р. Гароди, В.Фишер, Ф. Марек, Б. Петков и др.), прикрываясь флагом антидогматизма, "творческого развития марксизма-ленинизма", использовали в качестве идейных источников не только взгляды правых оппортунистов конца 19 и начала 20 вв., но и современный буржуазный и социал-реформистскую идеологию. В результате развернувшейся острой борьбы идейные позиций правого О были разбиты, а его представители оказались вне коммунистического движения.

  "Левый" О представляет собой весьма неустойчивую смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактических установок, толкающих революционное рабочее движение на неоправданные действия, бессмысленные жертвы и поражения. Основой "левого" О являются волюнтаристические концепции, спекулирующие на революционном энтузиазме масс. Ставка на "революционное насилие" как на панацею от всех бед, игнорирование этапов общественно-экономическое развития, "подталкивание" революций и "кавалерийские атаки" в области экономики - таковы идейные основы "левого" О Типичным примером "левого" О является троцкизм. "Левый" О, как правило, выражает психологию и настроения тех групп мелкой буржуазии, крестьянства, представителей средних слоев, которые под нажимом безудержной эксплуатации или в обстановке трудностей социалистического строительства впадают в крайнюю анархическую революционность. "Левый" О пытается столкнуть революционное движение на авантюристический путь, своими ошибочными действиями, прикрываемыми революционной, марксистской фразой, дискредитирует коммунизм и тем играет на руку буржуазии.

  Ленин в работе "Детская болезнь “левизны” в коммунизме" (1920) дал анализ сущности и различных форм проявления "левого" О, возникших в период формирования мирового коммунистического движения.

  С начала 60-х гг. опасность "левого" О вновь возрастает: его отличительной чертой является то, что он начал складываться как догматизм, а в дальнейшем обрел форму "левого" ревизионизма, причем его особо опасной разновидностью является маоизм, ставший в 50-е гг. государственной идеологией в КНР. В коммунистическом движении идет острая борьба между марксистами-ленинцами и "левыми" О по основным проблемам общественного развития: сущности современной эпохи, роли главных революционных сил, вопросов войны и мира, роли стран "третьего мира", разрядки международной напряженности, путей строительства социализма и расширения демократии и т.д. Современный "левый" О пытается подменить своими концепциями все составные части марксизма-ленинизма, расколоть содружество социалистических стран и международное коммунистическое движение, клеветнически отождествляет СССР и США как две "сверхдержавы", стремится столкнуть коммунистов на авантюристический путь. Борьба как против правого, так и против "левого" О является актуальной задачей мирового коммунистического движения.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., (Письмо) А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др. ("Циркулярное письмо"), 17-18 сент. 1879 г., Соч., 2 изд., т. 34; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 20; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; его же, Крах Интернационала, там же, т. 26; В. И. Ленин против догматизма, сектантства, "левого" оппортунизма. Сб., М., 1964; В. И. Ленин против ревизионизма. Сб., М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ревизионизм - главная опасность, М., 1958; Бутенко А. П., Основные черты современного ревизионизма (Критический очерк), М., 1959; Марксизм-ленинизм - единое интернациональное учение, т. 1-3, М., 1968-1969; Критика теоретических основ маоизма, М., 1973.

  А. П. Бутенко.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 16:37:30