Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Оперение самолета

Оперение самолета (далее О), аэродинамические поверхности самолета, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой части фюзеляжа. По конструкции О сходно с крылом самолета; его общая площадь составляет 0,25—0,5 площади крыльев. О различают по виду спереди (рис.), сбоку и по виду в плане (прямоугольное, трапециевидное, эллиптическое, а также стреловидное — для скоростных самолетов). Передняя часть горизонтального О, несущего руль высоты, называется стабилизатором, а вертикального О, несущего руль направления, — килем. Руль высоты пилот отклоняет посредством ручки управления (отклонение ее на себя вызывает подъем самолета, от себя — его спуск), руль направления — посредством педалей (при нажиме ногой на правую педаль самолет поворачивается вправо, на левую — влево). Углы отклонения рулей обычно ±(25—30)°. Для поддержания надлежащей продольной устойчивости самолета стабилизатор обычно имеет подъемный механизм, изменяющий по желанию пилота атаки угол в пределах от +5° до –15°. Иногда подъемный механизм связывают с ручкой управления, заставляя стабилизатор работать совместно с рулем высоты. Нередко рули упраздняют и получают цельноповоротное горизонтальное О Таким же делают и вертикальное О Кроме того, для улучшения поперечной устойчивости самолета, обеспечиваемой элеронами, правую и левую половины горизонтального О связывают с элеронным управлением, посредством которого элероны отклоняются в разные стороны (дифференциальное управление). По этой схеме работают и рули -образного О

  С. Я. Макаров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 06:57:47