Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Одоевский Владимир Федорович

Одоевский (далее О) Владимир Федорович (1(13).8.1803, Москва, — 27.2(11.3).1869, там же), русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816—22). В 1823—25 был председателем организованного им общества любомудрия (см. "Любомудры"). В 1824—25 вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах "Мнемозина", в 1827—30 — один из основных деятелей журнала "Московский вестник", был соредактором пушкинского "Современника". В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность О. весьма разностороння: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян "Сельское чтение", активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др.

  Философско-эстетические взгляды О. весьма противоречивы. Воспитанный в атмосфере рационализма и просветительства, О. испытал затем сильное влияние немецкой идеалистической философии и эстетики, особенно Ф. В. Шеллинга. В художественном творчестве О. выступал и как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей ("Бригадир", 1833; "Княжна Мими", 1834; "Княжна Зизи", 1839), и как признанный мастер фантастической романтической повести ("Импровизатор", 1833; "Сильфида", 1837; "Саламандра", 1840; "Косморама", 1840). Среди неоконченных произведений О. — научно-фантастический роман-утопия "4338-й год" (опубликован в 1926), романы "Иордан Бруно и Петр Аретино", "Самарянин", "Русские ночи" (1844) — цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, — итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х гг., отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России. С середины 40-х гг. О. отошел от литературной деятельности.

  В 1830—40-х гг. О. проделал эволюцию, аналогичную пути Шеллинга от "философии тождества" к "философии откровения" (что подтвердилось во время их личной встречи в 1842), в частности под воздействием французского философа-мистика 18 в. Л. Сен-Мартена. С конца 1850-х гг. характерен возрастающий интерес О. к "опытному познанию" мира. В мировоззрении О. своеобразно переплетаются славянофильские и западнические мотивы.

  О. явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, пропагандировал произведения А. Н. Верстовского, А. Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древне-русской церковной музыки. Ряд статей О. посвящен творчеству В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. В своих произведениях он часто обращался в духе романтической традиции к темам музыкального творчества и образам музыкантов (новеллы "Себастиан Бах", "Последний квартет Бетховена"). Участвовал в деятельности Русского музыкального общества, в создании Петербургской и Московской консерваторий. Автор ряда музыкальных сочинений.

  О. — один из видных русских педагогов 19 в., автор ряда учебников, многочисленных методических сочинений и наставлений и т.д.

  Соч.: Сочинения, ч. 1—3, СПБ. 1844; Русские ночи, М., 1913; Избранные педагогические сочинения, М., 1955; Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Повести и рассказы, М., 1959.

  Лит.: Белинский В. Г., Сочинения кн. В. Ф. Одоевского. Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955, с. 297—323; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. О, т. 1, ч. 1—2, М., 1913; Манн Ю. В., В. Ф. О и его "Русские ночи", в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; История русской литературы 19 века. Библиогр. указатель, М. — Л., 1962, с. 510—15; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963.

  В. И.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 16:59:42