| 
 
    
     |   |   | Большая Советская Энциклопедия (цитаты) |   |   |  
     |  | 
  
| Нус |  | Нус (далее Н) (греч. nús — мысль, ум, разум), одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. 
 В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.) Н тесно связан с чувственно-материальным космосом: по Демокриту, Н есть "бог в шаровидном огне"; по Эпихарму, солнце есть "всецело Н"; по Архелаю, "бог есть воздух и Н" и т.п. Наиболее разработанную концепцию Н в этот период дал Анаксагор. Что касается Н в человеческой душе, то здесь в греческой натурфилософии можно наблюдать постепенный переход от недифференцированного его понимания (таково отождествление в душе Н, знания, мнения и чувственного ощущения) к противопоставлению его аффективно-волевой стороне, чувственному восприятию и представлению, телу (Демокрит) и глазам (Эмпедокл).
 
 Идеалистическую концепцию Н как принципа мирового порядка и гармонии развил Платон, трактуя взаимоотношение Н и космоса диалектически. Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое целое, или мировой Н, который есть форма форм и ощущение ощущений, актуально мыслящая вечность, где каждая чувственная вещь имеет свою идею. Идеи эти Аристотель мыслил вечно действующими, а состоящий из них вечный и неподвижный Н называл перводвигателем. Т. о., в учении о Н не Платон, а скорее Аристотель является отдаленным предшественником неоплатонизма.
 
 Стоики (см. Стоицизм), считая Н божественным началом или судьбой, пантеистически трактовали его как огненный и пронизывающий собой каждую малейшую часть космоса. Однако уже у платонизирующих представителей Средней Стои Панеция и Посидония (2—1 вв. до н. э.) Н переставал быть материальным и огненным, но превращался в мировой порядок, начиная от чистого и абсолютного Н и переходя через все ступени материального бытия к природным явлениям и человеку. Нумений, уже близко стоявший к неоплатонизму, высказывал взгляд на Н как на демиурга. Один из учителей Плотина Аммоний Саккас (3 в. н. э.) отчетливо отделял Н от всего душевного и телесного.
 
 Плотин (3 в. н. э.), переработав учения Анаксагора, Платона и Аристотеля, развил учение о Н как вечно-самоподвижной соотнесенности бытия с самим собой. Н у Плотина отличается как от "единого", так и от "души" и характеризуется тождеством субъекта и объекта. Световая природа Н разработана на основе платоновских суждений. Детально представлено у Плотина учение о внутреннем восхождении человека к последней световой сосредоточенности в Н, а через Н и в "едином".
 
 Ученики и последователи Плотина старались дифференцировать и уточнить субъект-объектные отношения внутри самого Н Триадическое расчленение Н дал Прокл (5 в. н. э.): мыслимое сущее, или прообраз; мыслящие идеи; синтез того и другого, понимаемый как жизнь.
 
 Античная теория Н имела огромное историко-философское значение, способствовав созданию единой концепции осмысленного и закономерного начала, противопоставленного всему случайному, хаотически текучему, эмпирическому.
 
 А. Ф. Лосев.
 
 
 |  
 Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
 
 
 |   |  
     |  |  |  |  
 
    
     |   |   | Новости 31.10.2025 15:10:35 |   |   |  
     |  |  |   |  
     |  |  |  |  
 |