Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ножницы цен

"Ножницы цен" (далее Н), термин, характеризующий результаты сопоставительного анализа динамики цен на товары, продаваемые и покупаемые товаропроизводителями за определенный период, и показывающий разрыв ("ножницы") между этими ценами. Чаще всего применяется при изучении движения цен в сфере обмена продукцией между промышленностью и сельское хозяйством. Обычно используется, чтобы показать неэквивалентность обмена между городом и деревней. "Н" могут "расширяться" или "сужаться" в зависимости от конкретных тенденций в движении цен на продовольствие и сырье, реализуемое с.-х. производителями, с одной стороны, и на товары, ими приобретаемые у промышленников для производственного и непроизводственного потребления, - с другой. Проблема "Н" наиболее обостряется в периоды первоначального накопления капитала, индустриализации (в частности, сельского хозяйства), во время кризисов, войн и т.д. Чем выше доля сельского хозяйства в национальном доходе той или иной страны, тем важнее и актуальнее экономическое и социальное значение проблемы "Н". Особенно характерны "Н" для капиталистической экономики. Для характеристики "Н" чаще всего пользуются т. н. паритетным соотношением цен (отношение индекса цен на с.-х. продукты к индексу цен, уплачиваемых фермерами за товары и услуги; за основу для сравнения при этом берется какой-либо год или период времени в прошлом, когда указанное соотношение цен было относительно эквивалентным; в США, например, таким периодом считается 1910-1914). В 1920 паритетное соотношение доходов и расходов фермеров США (при 1910 - 14 = 100) составляло 99%, в 1930-83%, в 1940-81%, в 1950-101%, в 1960-80%, в 1970-72%. Следовательно, для всего периода с 1910 по 1970 "Н" в сельском хозяйстве США "расширялись" и лишь в отдельные периоды (1916-19, 1942-52) они "сужались" до уровня 1910. В годы после 2-й мировой войны 1939-45 под влиянием агробизнеса в развитых капиталистических странах (США, ФРГ, Великобритания и др.) "Н" стали одним из главных методов вытеснения мелких и средних фермеров из с.-х. производства. Крупный промышленного и торгово-финансовый капитал, проникая в сельское хозяйство через организацию аграрно-промышленных объединений, используя достижения научно-технической революции и механизм государственного регулирования сельского хозяйства, все больше разоряет т. н. нежизнеспособные семейные фермы. Такие фермы, как правило, не выдерживают "расширения" "Н" между ценами на с.-х. продукцию (даже если они и несколько растут и гарантируются государством) и ценами на все более мощную, разнообразную и дорогостоящую технику и оборудование, производимые промышленными монополиями. Фермеры вынуждены либо уходить из сельского хозяйства, либо терять свою независимость и переходить в полное подчинение к промышленным фирмам, подчиняющим фермерские хозяйства. С падением доли сельского хозяйства в национальном доходе и ростом интеграции этой отрасли с промышленностью и торговлей "Н" в отдельные периоды могут сокращаться. По мере формирования аграрно-промышленного комплекса крупные и крупнейшие фермеры в условиях непрерывной концентрации производства перестраивают свои хозяйства по типу промышленных фирм, все более приобретая черты современных монополий. Для таких ферм-фабрик, с.-х. корпораций и объединений проблема "Н" постепенно модифицируется в обычную проблему конкурентной борьбы.

  В переходный период от капитализма к социализму также может обостряться проблема "Н". В СССР, например, в восстановительный период образовались "Н": существовали высокие цены на промышленные товары и низкие на с.-х. продукцию. Сельское хозяйство тогда было важнейшим источником накоплений для развития промышленности, которая по мере роста становилась самостоятельным источником накопления, что позволило Советскому государству значительно сузить "Н". Повышение закупочных цен на с.-х. продукцию ликвидировало проблему "Н".

  Лит.: Роль рабочего класса в социалистическом преобразовании деревни в СССР. (Сб. ст.), М., 1968, с. 171-231; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1, М., 1970, гл. 12; Шильдкрут В. А., Современный капитализм: проблемы цен, М., 1972, гл. 7.

  В. А. Морозов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:16:23